— Есть представление, что россияне, в отличие от тех же французов, экономить не хотят и не любят. Подтверждается ли оно вашими исследованиями?
— Если говорить о французах, то это вообще довольно экономная, даже скупая нация, хотя мы привыкли приписывать им некий романтичный ореол, что, в общем, такой же стереотип, как и представление о русских как о беспечных людях широкой души. Такие бытовые стереотипы живут своей жизнью и зачастую не имеют под собой никаких подтверждений.
— Но как все-таки объяснить парадокс: во время кризиса во всем мире люди учатся экономить на еде, и только в России, согласно опросам вашего же Левада-центра, этого не происходит, мы едим столько же, сколько ели до кризиса, хотя денег стало явно меньше.
— Дело в том, что продукты питания в России для значительной части населения являются вещью статусной. Поэтому на еду мы тратим намного больше, чем нужно для удовлетворения естественной потребности в питании. Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти в какой-либо гипермаркет и посмотреть, как там нагружают тележки. Согласно нашим исследованиям, 80% населения тратит на еду больше половины своих доходов.
* * *
Полный текст статьи читайте в мониторинге «Новости ритейла».
«Новости ритейла» - еженедельный мониторинг, составленный на основе анализа публикаций, освещающий последние тенденции на рынке ритейла в России и зарубежных странах, включая обзоры, новости, факты и аналитику в данном сегменте.
По вопросам подписки обращайтесь к Жаткиной Яне: y.a.zhatkina@logosgroup.ru
О потребительских привычках россиян рассуждает социолог Левада-центра Марина Красильникова.