Портал PlanetaSMI . RU побеседовал с главным редактором газеты «Красное знамя» города Глазова Удмуртской республики Мариной МАЙОРОВОЙ, которая рассказала нам о тяготах и радостях одной из старейших удмуртских газет.
– Марина Владимировна, расскажите о «Красном знамени», как давно издание выходит в свет?
– Наша газета является старейшим изданием Удмуртии, в мае этого года ей исполнилось 93 года. На сегодняшний день наш небольшой медиахолдинг выпускает пять печатных продуктов – непосредственно газету «Красное знамя», которая выходит во вторник, среду и четверг, газету выходного дня «Калина Красная», выходящую в субботу, и газету частных бесплатных объявлений «Красная цена», которая приходит к читателям по средам. И один раз в месяц выпускаем газету «Глазов православный».
Население города Глазов – 96 000 человек, а тираж газеты «Красное знамя» — 9 400 экземпляров. В принципе, наши издания приходят в каждую семью. Коллектив у нас молодой, средний возраст около 40 лет. В штате 32 сотрудника, не считая тридцати почтальонов, которые занимаются обеспечением распространения по договорам оказания услуг.
– То есть, получается, что у вас собственная система доставки изданий подписчику. Расскажите о ней.
– 20 лет назад мы отказались от услуг почты. Отказ был обусловлен сумасшедшими тарифами этой организации на доставку и распространение. До недавнего времени все процессы, связанные с получением читателем газеты, мы действительно осуществляли самостоятельно, минуя почтальонов. Сотрудничество с «Почтой России» мы возобновили только недавно, но только по Глазовскому району, потому что наконец-то со стороны организации наконец-то были представлены более или менее выгодные для издателя условия. Но город мы не отдали и доставляем газету сами, таким образом существенно сокращая расходы.
– Многие региональные издания жалуются на давление со стороны власти. Как выжить городской газете сегодня?
– Выживать, конечно, сложно. Все СМИ в таких небольших городах, как наш, очень зависимы от власти — местной, региональной и федеральной. Например, в прошлом году у нас были выборы в Городскую Думу. Впервые они проходили по «смешанной» системе. По итогам выборов коммунисты набрали 39% голосов, «Единая Россия» – 33%. Наш город назвали «красной шапочкой Удмуртии», что, к сожалению, привело к не очень хорошим последствиям — сокращению финансирования ряда городских программ. Непросто и нашей редакции — власти нередко требуют выполнения особых условий при подготовке материалов. В таких условиях выходить в свет и оставаться верными интересам своих читателей непросто, но наша газета старается выдержать натиск. Возможно, именно поэтому более доходным инструментом нашего существования является подписка.
– Какой процент тиража «Красного знамени» расходится по подписке и в розницу?
– 92% нашего тиража распространяется именно по подписке, мы не делаем ставки на розничные продажи. Издание распространяется по Глазову и району, читают его и в районах севера Удмуртии. Но и там мы стараемся основной делать упор делать все-таки на подписку. К рознице мы относимся как к элементу случайности.
Что касается издания газеты и дальнейших перспектив в целом, то нам, конечно же, хочется выйти «из под крыла» муниципальных властей. Но это не просто. Газета «Красное знамя» — это бренд, и в 1918 году учреждена она была именно властью. Иными словами, мы хотим отправиться в «вольное плавание», но власти нас «отпустят» только в том случае, если мы оставим абсолютно все, что сейчас имеем в статусе муниципального предприятия.
– Иными словами, ваш медиахолдинг зависим от муниципалитета?
– В настоящее время наша организация находится в статусе муниципального предприятия. Но мы уже более 20 лет не получаем дотаций ни из одного бюджета. Работаем на полной самоокупаемости. Нам необходимо быть успешными не только потому, что бы доказать самим себе – мы можем!, но и для того, чтобы не зависеть от власти. Когда-то давно, когда мы только выходили на самоокупаемость, бывшая тогда редактором газеты Людмила Прокошева (сейчас она председатель союза журналистов Удмуртии), говорила: возьмешь на копейку, а спросят на рубль. Потому мы и не стремимся в муниципалитет и в минпечати Удмуртии за субсидиями.. Ни для кого не секрет, что финансируют власти недостаточно, а требуют много. Поэтому мы вынуждены не только зарабатывать сами, но и где-то экономить, например, на лицензионном программном обеспечении. Этот факт, кстати, привел к весьма печальному результату. В этом году, скачав бухгалтерские программы для налоговой отчетности в Интернете, вместе с ними мы скачали и «трояна», который путем удаленного доступа через клиент-банк скопировал электронно-цифровую подпись и со счета предприятия были «уведены» 2 млн. 200 тысяч рублей. В феврале 2011 года мы оказались на грани банкротства. Сейчас, конечно, стараемся выживать. И муниципалитет нам, кстати, помогал в кризисной ситуации.
Но мы, таким образом, на своем опыте убедились — нельзя экономить на таких вещах, как лицензионное программное обеспечение. Конечно, главный бухгалтер и системный администратор были наказаны, но денег-то уже не вернуть. Утешала себя тем, что получаю бесценный опыт антикризисного управления.
– Сегодня многие говорят, что Интернет отнял почти все внимание потенциальных читателей у печатных СМИ. Вы согласны? Какие вы видите направления развития?
– Мы развиваем и электронное направление. У газеты есть сайт, на котором мы проводим различные интерактивные интернет-конференции и обеспечиваем онлайн-общение с читателем. Таким образом, мы знаем, что они хотят увидеть в наших изданиях. Интернет-общение с элементами анонимности дает читателям определенную свободу, ведь не всегда «в глаза» можно сказать все, что думаешь.
– Вы согласны с прогнозом о «смерти» печатных СМИ?
– Как бы на медиарынке ни дискутировали на тему «жить или не жить печатной прессе?», печатные версии газет и журналов будут жить. Потому что люди привыкли читать и в большей степени доверять печатному слову. А в таких небольших городах как наш, где люди, слава Богу, еще читают, газетам доверяют особенно.
– Общаетесь ли вы с читателями в офф-лайне?
– Мы очень активно занимаемся маркетингом, проводим различные мероприятия. Вообще сама специфика городской газеты требует близости к тем людям, для которых мы пишем, для кого мы стараемся писать объективно и честно. По этой причине маркетинговые инструменты нами используются очень активно.
– Какую проблему для региональных изданий можно назвать сегодня самой актуальной?
– На сегодняшний день нас более всего волнует наша финансовая составляющая. Конечно, нынешняя ситуация подстегнула нас максимально эффективно использовать все ресурсы для того чтобы жить дальше, чтобы не снизить количество выходов газет и их объемы. Мы просто будем жить дальше!
Наталья Решетова
Источник: PlanetaSMI.RU
Марина Майорова, «Красное знамя»: 92% нашего тиража распространяется по подписке
Кто-то считает, что Удмуртия — это где-то в Якутии, кто-то уверен, что это Монголия, а в реальности Удмуртия — это небольшая республика, расположенная между Кировом и Пермью.