Главный редактор «Народного совета» Антон Клюев о том, как делается газета вопросов и ответов


- "Народному совету" 7 июня исполняется 7 лет. Что изменилось в издании с момента выпуска первого номера?

- По сути, все! Осталась только концепция: газета вопросов и ответов. Первый номер (его тогда называли «боевым листком») состоял из 16 страниц формата А4, на обложке было много выносов, а внутри очень мало иллюстраций, тексты печатались мелким кеглем. Все это мы потом пересмотрели – сделали газету более яркой, информативной, красочной, увеличили кегль шрифта, чтобы людям с ослабленным зрением было легче читать. Увеличили объем. Сегодня это 24 полосы, плюс регулярно мы утолщаемся и делаем читателям подарок в виде дополнительных 8 страниц.

Появились новые юристы-консультанты, специалисты... Стали тщательнее относиться к редактуре текстов - так, чтобы читатель не спотыкался на незнакомых ему словах и оборотах. Этот момент по-прежнему самый злободневный для нас. Наша главная задача - говорить с читателем на одном, понятном и доступном языке. Мы облачаем все сложное в простую форму. Даем пошаговые инструкции, разжевываем и отвечаем на вопросы «Что делать?» и «Как?». Причем последнее особенно важно. Потому что люди, чаще всего, не знают именно КАК решить проблему.

И если 7 лет назад «Народный совет» был эдаким худосочным холостяком, то теперь он подобрел, обзавелся семьей. Под его брендом выходят журналы «Сам себе адвокат» (ежеквартальник), «100 ответов юристов» (ежемесячник), проект «Народный адвокат Александр Трещёв» (вышло уже 7 выпусков). Второй год выходят ежемесячные журналы А5-го формата «Дачный сезон», «Готовим дома», «Народные рецепты для вашего здоровья».

Ну и наконец, в 2005 году аудитория одного номера газеты насчитывала 200-300 тысяч читателей, сегодня эта цифра превышает полмиллиона человек в неделю! Это тоже важный индикатор того, что изменилось за 7 лет.

Безусловно, во всем этом заслуга нашего замечательного коллектива. Каждый сотрудник редакции не просто делает свою работу, он живет вместе с газетой, сопереживает читателям и радуется вместе с ними. Ну и, конечно, нам помогает читательская поддержка, их любовь, советы. Все это побуждает нас развиваться и двигаться дальше!

- Вопросы в издание поступают через колл-центр, посредством писем... Редакции остается искать на них ответы? Или на летучках обсуждаются актуальные темы и под них придумываются вопросы и ищутся ответы?

- «НС» - это единственное интерактивное издание в России, в котором вопросы от самих читателей формируют номер. У нас существует колл-центр, куда можно позвонить (бесплатно), можно написать, в том числе по электронной почте, и задать свой вопрос. Именно на основе писем, телефонных звонков и электронных сообщений формируется контент каждого номера, определяется его главная тема. В этом смысле нам легко держать руку на пульсе - мы всегда знаем, что сейчас людей волнует больше всего. Затеяло государство пенсионную реформу - мы тут как тут: отвечаем на вопросы обеспокоенных пенсионеров (кстати, уже дважды Пенсионный фонд РФ признавал «Народный совет» лидером среди российских СМИ по освещению пенсионной тематики). В кризис, в волну массовых увольнений, мы упирали на то, как бодаться с работодателем, как при сокращении или увольнении выжать из него максимум. Тенденция дня сегодняшнего - люди вновь стали активно брать кредиты, покупать бытовую технику, ездить отдыхать... Стало больше вопросов по этим темам - стали чаще выходить подборки ответов в рубриках «Товары и услуги», «Туризм».

- Кто ваши эксперты? Платите ли вы им или, может быть, они платят вам?

- Поскольку газета состоит из двух блоков: социально-юридического и, скажем так, домашнего (здоровье, кулинарные рецепты, дача и пр.), - то и сотрудничает с нами две категории экспертов: юристы и специалисты в каких-то областях, скажем, врачи, агрономы... Самое сложное было найти и вовлечь в процесс первых. Мы давно убедились, что далеко не каждый, даже весьма опытный юрист способен просто и доступно объяснить суть закона, постановления или указа. Ведь каждый подготовленный экспертом ответ должен быть одновременно юридически точным по содержанию и простым по форме. К сожалению, удается это не всем. Своих экспертов мы подбирали не один год и, что называется, поштучно. Чтобы оценить их профессиональный уровень, достаточно, я думаю, назвать одного из наших постоянных авторов и консультантов Александра Трещёва. Он ни много ни мало - полномочный представитель адвокатской палаты Евросоюза в России, лицо 1-го канала - участник ТВ-проекта «Федеральный судья».

Врачи, фитотерапевты, агрономы, садоводы и другие наши эксперты тоже опытные и уважаемые в своих областях люди. К примеру, рубрику «Дачный сезон» у нас ведет бывший (совсем недавно вышел на пенсию) декан факультета овощеводства знаменитой Тимирязевской академии Юрий Михайлович Андреев.

Всем нашим экспертам мы платим гонорары. Таким образом, читатель, покупая газету, может получить ответ на свой вопрос всего за 10-15 рублей (столько «НС» стоит в киосках). А устная консультация у юриста ему обойдется минимум в 500 рублей. Именно поэтому один из наших слоганов гласит: «Газета, которая дает больше, чем стоит!»

- На какие темы чаще задают вопросы?

- Больше всего по жилью, работе, пенсиям...Тут все объяснимо: каждый должен как-то зарабатывать на жизнь и где-то жить. Основная масса наших читателей воспитана в Советском Союзе, и их, конечно, больше всего интересуют вопросы бесплатного социального обеспечения: как выбить из государства для себя халяву. Не что власти для них МОГУТ сделать, а что ДОЛЖНЫ. И чтобы бесплатно. Как за госсчет сделать капремонт дома, как снизить квартплату и расширить квадратные метры, как выбить льготы, как бесплатно отдохнуть... И ведь правильно: наши отцы и матери, бабушки и дедушки заслужили это.

- При подготовке ответа на вопрос читателя учитываются нюансы регионального законодотельства? Ведь газета имеет федеральное распространение...

- Все дело в том, что любой региональный закон базируется на федеральном. И что важно, местный норматив не может противоречить федеральному, то есть должен ему соответствовать. Поэтому, когда мы ссылаемся на общероссийские законы, постановления, другие нормативные акты, мы показываем людям, как должно быть. Региональный закон не может ухудшать качество жизни человека, не может лишать его прав, данных законодателем свыше. Так что в этом плане у нас проблем нет. Хотя иногда бывают такие ситуации, когда наши эксперты дают ссылки на местные законы - для удобства читателя из конкретного региона. Но все же мы стараемся на примере частной проблемы подсказать другим людям, которые с этой проблемой столкнулись или могут столкнуться, как ее решить.

Что касается второй части газеты с советами от самих читателей или специалистов, то тут география распространения вообще не играет роли. Более того, нашу газету читают даже на Украине, в Казахстане, Белоруссии.

- В логотипе есть девиз: «Самая полезная газета». Не слишком ли амбициозно звучит?

- Конечно, написать можно все, что угодно. Куда сложнее этому соответствовать. Но о том, что это так, можно судить по письмам, звонкам читателей и их благодарностям в адрес редакции. Очень часто письма начинаются так: «Дорогой «Народный совет»! Вы наша последняя надежда на помощь…» К такого рода формулировкам можно относиться с определенной иронией. Но иногда она отпадает сама собой. Вот пример. Мы опубликовали адреса и телефоны региональных общественных приемных по защите прав человека, куда люди могут обращаться с жалобами. И после этого раздался сердитый звонок из одной такой приемной: дескать, кто дал право газете печатать адрес, почему не согласовали и т. п. Оказалось, люди выстроились в очередь в эту приемную, каждый со своей проблемой. Чиновники были обескуражены: откуда узнали про них? «Из «Народного совета», - честно отвечали люди.

Уж не знаю, скольким людям помогли в итоге в этой приемной и помогли ли, но этот звонок от председателя местных правозащитников был показательным. Получается, граждане мешают «слугам народа» отсиживать положенные часы в кабинетах, не дают чаю попить! Вот и выходит, что, кроме как в «НС», человеку негде получить бесплатную юридическую консультацию.

В наш адрес приходит очень много благодарностей от людей, которые с нашей помощью решили свои проблемы. Кто-то добился повышения пенсии, кто-то выиграл суд, отстоял права на жилье, снизил размер коммуналки... Вот такие четверостишия, например, нам прислала на днях читательница из Кемерова Раиса Сагитова:

Не видала бела света,

Как без воздуха жила.

От «Народного совета»

Словно крылья обрела!

Очень нужная газета -

Для людей как лучик света.

Много знаний дарит всем,

Избавляет от проблем!

- Существует ли вопрос, способный поставить в тупик опытный «Народный совет»?

- Из последнего, что запомнилось. Позвонил мужчина... или женщина. В общем, трансвестит. И в этом главная проблема. Но не для него, а для соседей. Не нравится им весь этот маскарад с переодеванием, его повадки и пр. В общем, бедолагу выживают из квартиры. «Что мне делать? Помогите!» - в отчаянии звонит нам читатель (-ница). Наш редактор на телефоне впала в ступор...

А вот этот вопрос нас, городских, насмешил: можно ли вернуть продавцу бракованного поросенка? Ну мы, конечно, регулярно пишем про то, как вернуть деньги или обменять бракованный товар: телевизор, фен, утюг и т.д. Но поросенка?! Оказалось, можно! Поросенок такой же товар и на него также распространяются нормы закона о «Защите прав потребителей». Вот так-то!

Справка Media-Day.ru:

Газета «Народный совет» издается Bauer Media Group с 2004 года, выходит раз в неделю. Тираж: 280 000 экземпляров. Контент издания - советы на все случаи жизни: ответы специалистов и опыт читателей. Экспертами выступают юристы и служащие государственных учреждений, медики, агрономы и другие специалисты.

Источник: Media-Day.ru