Печатная пресса не умрёт, если наполнить её новым контентом

Журналистика исчезает. Ее вытесняет информатика. Тиражи газет и журналов падают. Исчезает не только действенность журналистских выступлений. Пропадают жанры, темы, а с ними преданные профессии журналиста люди. Сильно упал и статус журналистов. Общество называет их «журналюгами».

В разряд дефицита попали даже главные редактора. Все меньше среди них личностей, вожаков. Все больше – «пластмассовых мальчиков и девочек», превыше всего ценящих СМИ как бизнес. Неудивительно, что за последний год интернет широко распространяет мнение о предстоящей смерти газет. Это не оставляет равнодушным никого из профессионалов в сфере медиа. Поэтому с 20 по 24 мая представители 54 регионов России и четырех иностранных государств собрались на международную конференцию «СМИ и общество: отвечая на вызовы времени». Организаторами мероприятия выступили Союз журналистов России и Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области. Сама конференция прошла на теплоходе «Федор Шаляпин» по маршруту Москва – Ярославль – Нижний Новгород.

Открывая конференцию, председатель Союза журналистов РФ Всеволод Богданов обозначил вызовы, которые получают от общества отечественные масс-медиа. Самый главный – это атмосфера одиночества человека в обществе. СМИ также привыкли существовать и выживать в одиночку. А будучи разрозненными, на что можно повлиять в окружающем мире? Современное общество страдает от дефицита доверия к власти, правоохранительным органам, врачам, журналистам. Кому как не СМИ возродить былое доверие? Ведь традиционная миссия СМИ – формирование общественного сознания. А для этого в первую очередь надо решить, каким должно быть содержание современных газет, чтобы люди захотели их вновь читать? Тиражи не растут стремительно вверх от того, что вместо портретов власти вы печатаете портреты звезд шоу-бизнеса.

Восемьдесят процентов региональных газет не получают ни копейки дохода от своих веб-проектов. С этого парадоксального заявления, подтвержденного исследованиями, начал выступление секретарь Союза журналистов РФ, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. Следуя моде, мы вбухиваем в интернет миллионы, а получаем шиш. По-прежнему основной доход региональные СМИ получают от своих бумажных носителей. Кому же выгодны разговоры о смерти газет? На взгляд Касютина, за этим стоят интересы людей рекламы, которым проще без СМИ распространять рекламу на щитах, проводах и даже асфальте.

В той же Западной Европе тиражи газет катастрофически не падают. Об этом почему-то в России молчат. Еще одна беда – россияне все меньше и меньше хотят платить за качественный контент. А зачем? При помощи интернета идет самоинформирование населения. В интернете ни цензуры, ни корректоров, ни редакторов нет, а информации – море. Кроме того, по всей России триумфально шествуют бесплатные газеты, исключительно рекламно-развлекательного характера. В итоге в обществе стоит такой информационный шум, в котором выделится очень сложно.

Еще наше существенное отличие от реалий Запада. Там газетчики думают, как удержать читателя, как усовершенствовать финансовую модель. А в России надо еще уметь убедить власть: то, что делают СМИ, нужно людям. Так как за последние годы во власть пришло огромное количество управленцев, которые совсем не понимают, как работать со СМИ. Заказуха, пиар, ангажированная аналитика - вот их приоритеты. Многие из них даже не догадываются, что СМИ – это «глаза и уши» общества.
В таких условиях как найти новый контент, новый стиль, новые слова, чтобы пробудить заново интерес россиян к СМИ? Об этом размышляли многие участники конференции. С любопытными цифрами ознакомила участников дискуссии начальник отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи РФ Анастасия Минаева. Только 30% населения России имеют постоянный доступ в интернет, и лишь 7% из них ищут в нем информацию.

Кроме того, нынешнее поколение молодых россиян выросло не знающим русского языка, так как часами сидело в интернете. И у него нет привычки читать печатные издания.

В России НДС для СМИ один из самых высоких в Европе. При этом покупательская способность аудитории СМИ из года в год продолжает падать. А система подписки и распространения построена таким образом, что ущемляются интересы изданий, подписчиков, покупателей. Попробуйте в таких условиях быть самоокупаемыми, высокодоходными, успешно совмещать контент и прибыль? В России это получилось у немногих, потому что государство так и не решилось на шаги, которые помогли бы обустроить рынок СМИ.

И еще. Фраза российского президента о заводах-газетах-пароходах услышана в регионах по-разному. По мнению заместителя начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати Геннадия Кудия, проблему разгосударствления СМИ надо сначала хорошо изучить, прежде чем дать дорогу их приватизации. В федеральном агентстве уже посчитали, что СМИ в районах с численностью меньше 20 тысяч человек просто не выживут без государственной поддержки. Население района останется без информации, а разве это не государственное дело? Во всяком случае заместитель губернатора Нижнего Новгорода Дмитрий Сватковский заверил участников конференции: местная власть понимает, что многие районки в случае приватизации исчезнут, если их не поддержит правительство области, а население нуждается в них. 30% россиян читают местную прессу и только 18 – федеральную.

Участники конференции пришли к выводу, что у печатной прессы в России есть будущее, если наполнить ее новым контентом. И эта миссия возложена не только на работников СМИ, но и на государство, которое должно быть заинтересовано в качественной прессе, оказывающей огромное влияние на формирование общественного мнения.

Общественно-политические СМИ с качественным контентом - это не бизнес в чистом виде. Это социально важный продукт, в котором нуждается любое цивилизованное общество. Настоящая журналистика - это сопереживание, это эмоции, это страсть. Такой контент не оставит равнодушным граждан. Власть, СМИ, общество должны договориться, чтоб «жить на Руси» было всем хорошо.

Венера ЯКУПОВА, заместитель председателя Союза журналистов РТ, главный редактор газеты «Казанские ведомости»

Источник: Казнские ведомости