Открыл заседание председатель правления АРПП А.В. Оськин. Он поблагодарил ИД «Коммерсантъ» за предоставление возможности в стенах издательства обсудить актуальные проблемы отрасли.С кратким рассказом о ситуации на рынке выступил П.Ю. Филенков, коммерческий директор ЗАО «Коммерсатъ. Издательский дом». Он поприветствовал собравшихся, пожелал успеха в работе круглого стола и заметил, что назвать ситуацию с распространением прессы плохой, это не сказать ничего. Название круглого стола подразумевает, что все проблемы розницы связаны именно с Интернетом, но это не так, у розницы много других проблем. Даже западные СМИ, прежде говорившие в смерти газет и журналов в связи с популярностью Интернета, сейчас стали больше акцентировать внимание на том, что сделано в отрасли. Так что выражаю надежду, сказал он, что, несмотря на все опасения, печатная пресса будет жить.
Далее с докладом о проблемах реформирования системы распространения печатных СМИ в эпоху цифровых технологий выступил президент АРПП Д.В. Мартынов. Он отметил, что глобальная угроза рынку печатных СМИ со стороны Интернета и цифровых устройств осознается всеми. В большинстве развитых стран отмечается ежегодное постепенное снижение объема рынка печатных СМИ в целом. Особенно страдают ежедневные газеты и еженедельники. Россия, к сожалению, не является исключением.
Изменение привычек медиа-потребления приводит к сокращению объёмов рынка печати по всему миру. Основное падение печатной продукции связано с сокращением продаж тиражей газет, особенно ежедневных. Анализ реализации свидетельствует о масштабном снижении объёмов продаж практически по всем сегментам. Снижающийся спрос на периодические издания негативно сказывается на бизнесе распространителей. Обороты снижаются, в то время как затраты на организацию розничных продаж возрастают.
В России рентабельность киосковых сетей после изменений в налогообложении (с 1 января 2010 года налоговая нагрузка на них увеличилась в несколько раз) удаётся поддерживать главным образом за счёт широкого набора сопутствующих товаров.
Как показывает зарубежный опыт, в киосках по продаже прессы увеличивается доля сопутствующих товаров, способных побудить потенциального потребителя к импульсной покупке и тем самым обеспечивающих необходимый поток покупателей и оборот, особенно в период падения рынка прессы. В России же данный ресурс сдерживается множеством ограничений, налагаемых административными органами на ассортимент.
Родственная киоскам система дистрибуции прессы в минимаркетах и павильонах прессы столкнулась с ростом затрат на содержание магазинов в транспортных узлах и аэропортах и стремительным ростом арендной платы, что приводит к снижению рентабельности.
Взаимодействие государства и медиасферы в зарубежных странах идёт по двум принципиальным направлениям: регулирование и господдержка. Видна также разная степень участия: от мельчайшей детализации норм и правил поведения до законодательства универсального характера, от бюджетной поддержки отрасли в целом до точечного финансирования отдельных программ и инициатив.
У нас в стране поддержка госорганов происходит только на словах, что доказывают письма, которые пришли в АРПП от органов власти различного уровня. Где разными словами написано одно – денег на распространителей прессы нет. Что же в сложившейся ситуации делать нам, участникам данного рынка?
Необходимо своими силами бороться с кризисными явлениями, обращаясь в органы власти только за политическо-административной помощью. Д.В. Мартынов предложил обращаться к ним с неденежными вопросами, такими как: предоставление органами возможности участникам рынка самим определять норматив количества объектов по продаже печатной продукции с учётом европейских нормативов в расчёте 1 киоск на 1 тыс. жителей субъектов РФ; устранение противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ о свободе торговли и попытками региональных властей ограничить ассортимент товаров народного потребления, разрешённых к реализации в киосковых сетях розничного распространения прессы, т.е. иметь возможность вводить различные сопутствующие товары в ассортимент. Он также предложил действовать в ассортиментной политике киосков – торговать можно всем – «что не запрещено, то разрешено».
Заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий подробно осветил в своем докладе тему «Розничные продажи прессы в России. Состояние и социально-политические аспекты». Он сообщил, что, несмотря на то, что мы живем в информационную эпоху, и все издательские дома уже строят свою работу по принципам «Концепции 360 градусов», т.е. мультимедийности и конвергентности, реализовать на практике это не так уж легко. Данная работа требует больших интеллектуальных ресурсов. Так что эффективно продавать электронный контент пока еще ни у кого не получилось. Не последним является и тот факт, что в России 62% взрослого населения не пользуются Интернетом, по данным «Левада-Центра» лишь 7% населения страны ищут информацию в Интернете. Таким образом, несмотря на популярность Интернета, на данный момент он не может быть сильным конкурентом бумаге, которая все еще пользуется спросом у населения в качестве источника информации. Он познакомил слушателей с данными о структуре и динамике реализации прессы в рознице. Так, нестационарная торговля (ларьки, ручники, палатки) составляет 26% всех продаж, киоски 47%, супермаркеты 23% (по данным Роспечати и АКАР). Он отметил, что на отрасль распространения прессы негативно повлияла отмена ЕНВД, активность региональных властей по перемещению и сносу киосков прессы, их попытки ограничить ассортимент киосковых сетей. Также ухудшают работу розницы запредельные тарифы на электроэнергию и др. В качестве выхода из сложившейся ситуации докладчик посоветовал издателям и дистрибуторам объединиться с целью совместного решения назревших проблем отрасли. Он подчеркнул в заключение, что подобая ситуация сложилась в стране и с подпиской, и если не обращаться к руководству страны, то дальнейшая стагнация этой отрасли неизбежна.
На круглом столе был представлен и зарубежный опыт розничных продаж прессы. В формате видеоконференции через систему Skype эксперт из Польши в области медиарынков в странах ЕЭС Роберт Новаковский поделился европейским опытом распространения газет и журналов. Он отметил, в частности, что в Польше 62% населения продолжают покупать товары в киосках прессы, рассказал о чрезвычайно широком ассортименте в этих объектах торговли. В настоящее время в киосках прессы продаются табачные и парфюмерные изделия в ассортименте, лекарственные средства, проездные и лотерейные билеты и др. Населению оказывается широкий спектр услуг. В Польше имеется развитая сеть киосков прессы: не менее 1 киоска на 500 жителей. Р. Новаковский подчеркнул, что дистрибуторы прессы являются прежде всего торговцами и в Европе они имеют широкую свободу в определении своего ассортимента.
Далее генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» Г.В. Баринов представил свой доклад «Проблемы развития розничных продаж прессы через киосковые сети в современных условиях». Он подчеркнул необходимость выработки совместных решений в сложившхся на рынке условиях. Бизнес, который мы выстраивали на протяжении десятков лет, сказал он, теперь должен приспосабливаться под новые реалии, тем более важно собраться вместе и проработать новые четкие правила. Пресса из года в год теряет читалетей, причины – рост цен, Интернет, уход рекламодателей, и как следствие – снижение качества издания при росте его цены. В розничной продаже пресса занимает 40%, патворки – 40% и 20% занимают сопутствующие товары. Однако наблюдаются и положительные тенденции – это тот факт, что рекламный рынок показал подъем, количество киосков отстается тем же и т.д. Далее докладчик остановился на взаимоотношениях прессы и Интернета.
В своем докладе «Издатель о розничных продажах прессы» генеральный директор ООО «Женское здоровье» И.И. Мосин отметил необходимость перевода медиаотрасли на новую экономическую модель. Отрасль пока не способна саморегулироваться, поэтому государство должно четко задать правила ведения бизнеса, подчеркнул он. Мосин высказал убежденность, что газеты будут продаваться и в будущем, т.к. Интернет демонстрирует читателю только факты, а печатная пресса способна предоставить аналитические материалы. Газеты и журналы останутся, предположил он, но будут стоить дороже. И.И. Мосин также предложил объединить усилия издателей и распространителей для совместного решения наболевших вопросов медиаотрасли и обратиться с предложениями к соответствующим органам власти.
Далее перед собравшимися выступил управляющий партнёр инвестиционной группы Management Development Group Inc. Д.В. Потапенко. В своем докладе «Продажи периодики и книг в сетевых магазинах самообслуживания как важный и рентабельный сегмент рынка» Потапенко пессимистично оценил перспективы присутствия прессы в сетях супермаркетов. Он заметил, что медиасообщество пока не строит свою работу по продаже прессы из понимания наличия в ритейле не 4 сезонов, а 21, включая религиозные праздники, выпускные вечера и т.д. Он также скептически оценил перспекттвность киосковых продаж, заметив, что крупный ритейл их со временем полностью вытеснит.
С ним в полемику вступил вице-президент Некоммерческого партнерства «Национальная сеть распространения прессы «Союзпечать» В.В. Керов, который подверг сомнению изложенные Потапенко тезисы, заметив, что представленный взгляд является однобоким и упрощенным. Затем Керов выступил с докладом на тему «Влияние цифровых технологий на систему распространения печатных СМИ». Ключевым тезисом выступающего стала фраза: гибель бумажных СМИ – это миф. В подтверждение этому он привел следующие факты: если 92% молодых людей от 12 до 24 лет пользуются Интернетом как источником информации, то среди людей в возрасте от 25 до 44 лет пользуются Интернетом только 76%, и только 25% людей старше 45 лет черпают информацию оттуда. С одной стороны, владельцы контента ищут модели монетизаци в новой цифровой среде, чтобы получить дополнительный доход и лояльность аудитории. С другой, большинство «первопроходцев цифровой дистрибуции» на контент-рынке придерживаются мнения: пока от цифровых продаж не видно серьезных денег. Пользователи мобильных телефононв практически не скачивают электронные газеты и журналы, предпочитая скачивать приложения, игры, видео и музыку. Около половины всех продаж в России сегодня составляют бюджентые телефоны стоимостью до 100 долларов, продажи смартфонов составляют только примерно 13-14%. Электронные СМИ в обозримом будущем не способны заменить печатные издания, подчеркнул докладчик в заключение.
В своем докладе «Современные рекламные технологии в местах продаж и готовность издателей потреблять данные рекламные услуги» начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «Центропечать» Т.В. Михалева поведала собравшимся о новейших рекламных технологиях. В ответ на вопросы издателей о перспективах представленных рекламных моделей, Михалева рассказала о реальных возможностях представляемого ею предприятия выполнить соответствующие заказы издательских домов.
Руководитель отдела продвижения и развития ООО «Агентство «МК» Л.Ю. Пичкова представила доклад «Методы и возможности стимулирования продаж периодических изданий в розничных сетях. Инструменты удержания покупательского спроса на традиционные печатные носители в эпоху цифровых СМИ». В частности, она познакомила аудиторию с различными формами промоакций, обеспечивающих высокий рост продаж «Московского комсомольца» и других изданий.
В своем докладе «Алгоритм распределения и заказа тиража на печатную продукцию» И.А. Козина, начальник отдела планирования ЗАО «Центр прессы», рассказала об алгоритмах и автоматизированной системе управления товародвижением с учетом списания и возврата.
Председатель АРПП А.В. Оськин, подводя итоги круглого стола, отметил, что осенью прошлого года по всей стране началось массовое гонение на всю мелкую розницу, включая прессу. Медиасообществу удается в ряде регионов сохранить систему распространения прессы, и таким ярким положительным примером успешного сотрудничества в этом вопросе с органами власти является Москва. Здесь департамент СМИ и рекламы активно поддержал столичных издателей и распространителей прессы, обеспечил соответствующую поддержку вице-мэра и мэра столицы, о чем свидетельствует принятое на днях решение Межведомственной комиссии Правительства Москвы. Однако такое внимание к объектам прессы пока является для страны исключением. АРПП направило соответствующее обращение ко всем руководителям субъектов РФ о том, что объекты прессы находятся в опасности. В источниках и мотивах единовременных массовых гонений на розницу по всей стране еще следует разобраться, однако очевидно, что цивилизованная мелкая розница востребована населением. Не случайно в Польше, о чем нам рассказал Р. Новаковский, её услугами пользуются 62% всего населения.
Мы считаем, заметил А.В. Оськин, что полноценные торговые объекты прессы, имеющие широкий ассортимент печати – в среднем 500 наименований газет и журналов – это стратегический информационный и культурологический ресурс нашего государства. Это мини-объект культуры в шаговой доступности от дома и поэтому эта категория торговых объектов прессы должна развиваться при полной поддержке общества и государства.
По итогам круглого стола приняты соответствующие рекомендации.
Пресс-служба АРПП