Модератором мероприятия выступил п редседатель правления АРПП Александр Оськин, который, взяв приветственное слово, обратился к собравшимся: «Не для кого не секрет, что сегодня розничная система продаж прессы в России испытывает большие трудности. Падение интереса к чтению населения, ущемления со стороны власти, как в столице, так и в регионах, высокое налоговое бремя и многие другие проблемы ведут к упадку отрасли». По словам Оськина, возможные пути дальнейшего развития и поддержки системы розничных продаж печати ассоциация представила в специально разработанных Рекомендациях по сохранению и развитию системы распространения в Российской Федерации в эпоху цифровых технологий, которые на данный момент представлены в открытом доступе на сайте АРПП.
Председатель правления АРПП передал слово коммерческому директору ЗАО «Коммерсантъ» Павлу Филенкову, который поделился собственными оценками состояния системы розничного распространения прессы, и прогнозами ее дальнейшего развития.«Назвать нынешнюю ситуацию с распространением прессы плохой — это значит быть предельно корректным и не сказать ничего. Безусловно, Интернет создает определенные проблемы, связанные с распространением прессы… Но замкнуться на этом и свести все только к современным технологиям, это значит просто сказать: “у нас форс-мажор, поделать с которым мы ничего не можем”. Однако, судя по всему, в целом ситуация на рынке не столь плоха. Если судить по международным конференциям, то стенания о смерти прессы прекратились еще два-три года назад», — указал Филенков, и тут же поделился своими впечатлениями о недавно прочитанной книге медиаэксперта Андрея Мирошниченко «Когда умрут газеты»:«Автору есть, что возразить, однако он вселяет убежденность, что газеты не умрут. Мне бы очень хотелось, чтобы нынешний круглый стол способствовал нахождению путей выхода из сложившейся ситуации по распространению прессы».
С докладом «Проблемы реформирования системы распространения печатных СМИ в эпоху цифровых технологий» выступил президент АРПП Дмитрий Мартынов.
«Как гласит древняя китайская мудрость — “Не дай вам Бог жить в эпоху перемен”. Мы пережили распад Союза, несколько финансовых кризисов... А отрасль печатной индустрии, помимо этого, попала сегодня под тотальные изменения, которые нам всем необходимо осмыслить и пережить», — начал свой доклад Мартынов.
По словам докладчика, если еще три года назад что издатели, что дистрибуторы прессы находились в состоянии неопределенности относительно своего будущего, то сегодня ситуация уже изменилась:«Сейчас все бросились запускать версии для iPad , однако до сих пор еще никому не удалось достойно заработать на продажах интернет-версий. Однако, наука и технологии все время идут вперед, и нам необходимо учитывать это в своей работе».
Продолжая доклад, Мартынов обратил внимание слушателей на то, что современное молодое поколение привыкло получать информацию в электронном виде, что говорит о будущем притеснении печати — книг, газет и журналов. «Грубые расчеты показывают — если произойдет резкое сокращение рынка на 30%, то многие дистрибьюторы окажутся на грани разорения. А вслед за этим сильно сократятся издательский и типографский рынки», — сделал неутешительный прогноз президент АРПП. Однако тут же успокоил — это худший сценарий развития рынка. А лучший, по словам докладчика, представил уже упомянутый выше медиаэксперт Андрей Мирошниченко, когда в интервью порталу PlanetaSMI . RU осенью 2010 года (которое в дальнейшем демонстрировалось на семинаре АРПП в Тунисе), заявил: «Последняя газета выйдет в 2037 году…».
Развивая тему, Мартынов отметил, что хотя сокращение рынка на 30% и самый худший сценарий, просчитать сегодня насколько он сократится в действительности пока невозможно: «Мы должны просчитывать все варианты. Объем российского рынка печатных СМИ показал в 2010 году прирост по отношению к кризисному 2009 году, в первую очередь, за счет повышения розничных цен. Между тем, в Европе наблюдается падение. Например, в Англии оно ежегодно составляет 4-5%; а по данным на осень 2011 года сокращение рынка в Италии достигло 10%!»
В своем докладе Дмитрий Мартынов не только представил сложившуюся на рынке неутешительную картину, но и рассказал о возможных путях выходя из кризиса.
Первый механизм, который должен начать функционировать, по его мнению, это общегосударственная поддержка системы распространения печатной продукции в России.
Второй — поддержка со стороны региональных и местных властей. В этой части президент АРПП привел пример Франции, правительство которой ежегодно выделяет на субсидирование отрасли печатных СМИ 800 млн. евро, из них 200-300 млн. евро составляют затраты на налоговые послабления. Кроме того, в период кризиса для поддержания розничной сети распространения каждый французский киоск получил субсидию в размере до 4 тыс. евро.
Третий — грамотная ассортиментная политика. «В странах Европы прекрасно понимают, что сопутствующий товар киоскам необходим — пресса товар низкорентабельный, и, торгуя только газетами и журналами, сеть быстро разорится. В России же все наоборот — не так давно власти двух регионов провели тотальную “чистку” ассортимента, разрешенного к продаже в киосках с печатной продукцией», — рассказал Мартынов.
(Кстати, находившейся на прямой спутниковой связи с участниками круглого стола польский медиаэксперт Роберт Новаковски, делясь опытом работы в Польше, указал, что 62% населения этой страны покупает товары именно в киосках прессы.)
Четвертый механизм, представленный руководителем АРПП, — это поддержка со стороны издателей. Например, издатели Германии, осознав крайнюю перенасыщенность торговых точек печатной продукции, приняли совместное решение о пересмотре ассортимента, с тем чтобы облегчить конечному покупателю выбор того или иного издания.
У нас же в стране, при огромном количестве выходящих изданий, количество точек их продаж не только не растет, но в некоторых регионах даже сокращается. По данным АРПП, количество точек продаж печати в России в разы меньше аналогичного показателя в европейских странах. Например, в Польше и Чехии на одну тысячу жителей сегодня приходится 500 точек продаж.
«Если государство сегодня не может помочь рынку и, например, ввести налоговые льготы для системы издания и распространения печати, давайте хотя бы своими силами сделаем то, что можем — максимально увеличим количество точек продаж», — выступил с предложением к коллегам по рынку президент АРПП.
В заключение доклада, Мартынов подчеркнул: «Надо провести типологизацию продаж прессы, и развивать каждое направление — и киоски, и лотки, и ручников… В системе распространения должен быть баланс».
Заместитель начальника управления ФАПМК Геннадий Кудий в своем выступлении раскрыл тему социально-политического значения системы продаж прессы.
«Информатизация стала нормой жизни современных медиа. Все издательские дома строят стратегию своего развития на основе принципа “360 градусов”, используя все возможные каналы распространения контента. Однако выручка от электронных ресурсов даже у крупных издателей не дотягивает до 10%, а у большинства вообще равна нулю. Эффективно продавать контент в Интернете пока не научился никто. И причина тому проста — пользователь не привык платить за информацию в Сети. Даже в развитых странах, США и Канаде, лишь 7% пользователей готовы отдавать деньги за получение новостей из Интернета. Поэтому, сегодня есть все основания предполагать, что в ближайшем будущем бумажные носители останутся основным источником дохода для многих издателей, включая издателей ежедневных газет», — обнадежил собравшихся Кудий.
Как представитель государственной структуры, Геннадий Николаевич представил официальные данные по финансовым параметрам рынка прессы России. В 2010 году доходы от размещения рекламы в печатных СМИ составили 44,8 млрд руб., что составляет 41,5% всех доходов издателей; выручка от реализации прессы в разницу — 44,5 млрд. руб. (41,25), от подписки — 18,7 млрд. руб. (17,3%).
Представил Кудий и статистику по структуре российского розничного рынка прессы. На сегодняшний день в целом по стране доля нестационарной торговли (ларьки, ручники, палатки) составляет 26% рынка, супермаркетов — 23%, киосков — 47% (на остальные формы торговли прессой приходится 4%). Структура же московского розничного рынка прессы такова: киоски — 1 678 точек, супермаркеты и АЗС — 1 127 точек, ручники — 848, отделение связи — 526, палатки — 398, лотки — 326, ОТМ — 257, салоны и микирмаркеты прессы — 180, метро — 123 точки, павильоны — 58, автомагазины — 42, другие — 250.
Доклад «Проблемы развития розничных продаж прессы через киосковые сети в современных условиях» представил генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ»Герман Баринов.
«Система распространения прессы не успевает приспосабливаться к новой реальности. Поэтому издатели и распространители должны вместе вырабатывать перспективные схемы взаимодействия. Пресса из года в год теряет читателя. В 2010 году, несмотря на существовавший до этого рост сегмента розничного распространения, рынок, в натуральном выражении (тиражах), упал на 6,8%. Что касается денежного выражения, то 2010-й год по сравнению с 2009-м показал рост, однако основными его драйверами были повышение отпускных цен издателями и увеличение доли продаж коллекционных продуктов», — посетовал Баринов.
Спикер привел цифры: «В киосковой сети в 2011 году глянцевые издания демонстрируют отрицательный тренд, но некоторые из них, например “Тайны звезд”, “Караван историй” и “Лиза” показывают рост продаж не менее 10%. Также растут и объемы розничных продаж общественно-политических изданий: “АиФ”, “Коммерсантъ”, “Комсомольская правда” и “МК” в этом году показывают рост в 7-8%».
«Издатель о розничных продажах прессы» — так лаконично назвал свое выступление на круглом столе генеральный директор ИД «Женское здоровье» Игорь Мосин. «Наши разговоры и предложения не имеют шанса на успех до тех пор, пока не будет изменена экономическая модель отрасли. В данном случае можно воспользоваться опытом коллег с зарубежных рынков. Российской отрасли необходим медиарегулятор…».
Однако, были в выступлении Игоря Ивановича и позитивные ноты. «Хочу внести немного оптимизма», — заканчивая речь, сказал он. —«Я считаю, что у журналов — прекрасное будущее. Будут жить и газеты! Они станут более аналитическими, возможно — будут выходить раз в три дня или раз в неделю».
Управляющий партнер инвестиционной группы Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко ознакомил участников круглого стола с особенностями продаж периодики и книг в сетевых магазинах самообслуживания.
«По данным Росстата, оборот розничной торговли упал в третьем квартале 2009 года на 9%, а в четвертом — на 8%. А по данным Департамента потребительского рынка Москвы, в столице на сегодняшний день существует 20 тыс. предприятий розничной торговли, порядка 75 розничных сетей, а вся сетевая торговля составляет не более 750 точек.
«Печатная продукция в супермаркетах не должна присутствовать», — категорично заявил Потапенко. Просто потому что, распространители на сегодняшний день так и не научились работать с конечным потребителем, в частности — не могут заинтересовать покупателя продуктом, или не полностью знают представленный в своих же точках ассортимент.
Проблеме влияния цифровых технологий на систему распространения печатных СМИ посвятил свой доклад вице-президент Некоммерческого партнерства «Национальная сеть распространения прессы “Союзпечать”» Вячеслав Керов, который, взяв слово, тут же выразил несогласие с предыдущим докладчиком.«Пресса — социально значимый продукт. У многих из здесь присутствующих есть собственные айфоны. Но спрашивается — разве кто-нибудь из вас на этой неделе скачал хотя бы один журнал или газету?» — поинтересовался у зала спикер. В ответ — лишь тишина, однозначно доказывающая, что печатная пресса все же социально значима, и в традиционной продаже быть должна.
«Пользователи мобильных телефонов практически не скачивают электронные газеты и журналы, предпочитая им музыку, игры и видео. На российском рынке мобильной аппаратуры около половины всех продаж сегодня составляют бюджетные телефоны, стоимостью до $100. При всей динамичноти развития цифровых систем, спрос на подобные сервисы в России еще долго будет намного ниже, чем в развитых европейских странах», — спрогнозировал Вячеслав Всеволодович.Ипродолжил: «Журнал должен быть бумажным. Ни один дисплей не сравнится с типографическим качеством цветопередачи. Гибель бумажных СМИ — миф».
Начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «Центропечать» Татьяна Михалева рассказала о современных рекламных технологиях в местах продаж. «В настоящее время тенденции рынка таковы, что от распространителей печатной продукции требуется внедрение новых технологий, направленных на привлечение покупателей и увеличение продаж», — начала Михалева свое выступление,отметив, что реклама в месте реализации повышает продажи не только на данной торговой точке, но и в ближайших местах распространения. Причина — большой охват целевой аудитории при ненавязчивости рекламы.
«31 мая 2011 года на заседании Правительства Москвы было принято решение о запрете размещения наружной рекламы на строительных сетках и фасадах знаний. Наружную рекламу планируется запретить и на афишных стендах, рекламных щитах, многочисленных перетяжках и баннерах. По оценкам специалистов, такие изменения могут привести к сокращению объема рынка наружной рекламы на 20%. Однако Правительства Москвы и местная администрация поддерживают размещение рекламы на киосках, телефонных будках, автобусных остановках и скамейках», — ознакомила собравшихся с ситуацией на столичном рекламном рынке Михалева.
Методам и возможностям стимулирования продаж периодических изданий в розничных сетях на опыте своего предприятия было посвящено выступление руководителя отдела продвижения и развития ООО «Агентство МК» Людмилы Пичковой: « Каждому читателю интересны подарки. Не так давно мы провели несколько мероприятий, в основе которых было заложено получение подарка. Так, в декабре 2010 года в несколько номеров “МК” мы вкладывали новогоднюю светящуюся игрушку. В итоге нам удалось удержать продажи газеты в декабре 2010-го на уровне ноября того же года, тем самым прирастив к обычному тренду порядка 15-18%».
Завершая работу круглого стола, председатель правления АРПП Александр Оськин вспомнил недавние гонения на розницу, прокатившиеся по всей стране, от Чукотки до Калининграда.«Почему власть повернулась спиной к мелкой рознице?», — озадачил собравшихся Оськин. И сам же предположил — возможно, киоски мешают активному развитию крупного ритейла?
А прощаясь с участниками круглого стола, Александр Владимирович обнадежил: «Все-таки слухи о смерти прессы и киосков сильно преувеличены!»
Татьяна Сорокина
Источник: PlanetaSMI.RU