Как отделить СМИ от власти?

2 июня с.г. в Госдуме РФ состоялось заседание рабочей группы по проблемам разгосударствления СМИ. Заседание модерировал Борис РЕЗНИК, заместитель председателя комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Борис Резник начал выступление с рассказа о подготовке законопроекта о разгосударствлении СМИ. Он отметил, что закон – это, прежде всего, целая система процедур, для которой необходимо прописать задачи. И СМИ, в данном случае, должны приложить максимум усилий для формировании данных задач, «дабы не остаться на обочине». Также по мнению Резника законопроект о разгосударствлении должен функционировать в связке с другими, например с законопроектом «Об обеспечении экономической независимости СМИ», разговор о котором велся еще в 2006 году.

По словам Анны Кошман, исполнительного директора АНРИ, сегодня независимые издатели уже предлагают конкретные решения проблемы: «Мы считаем очень важным прекратить систему государственных дотаций, потому что она не эффективна и мешает развитию независимых изданий. АНРИ, в свою очередь предлагает конкретные законодательные меры: во-первых, нужно, чтобы государство вышло из состава учредителей СМИ; во-вторых — необходимо полностью прекратить госдотации; в-третьих — если речь идет о газетах из отдаленных регионов, то необходимо сменить систему их финансирования, в этом случае нужно либо создать общественный фонд, либо субсидировать непосредственно подписчиков, а не издания. Мы должны переходить на независимую основу».

Софья Дубинская, исполнительный директор «АРС-Пресс», отметила, что проект разгосударствления СМИ не будет реализован до тех пор, пока не будет принята концепция по разгосударствлению, разработанная «АРС-Пресс» и разосланная по множествам инстанций: в Минкомсвязь, Совет при президенте по развитию гражданского общества, Госдуму и т.д. Главная идея концепции заключена в ответе на вопрос: как отделить прессу от власти, сохранив при этом ее жизнеспособность? Софья Борисовна отметила, что примеры уже сегодня живущих без дотаций СМИ на рынке присутствуют.

Наталья Зелинска, главный редактор «Тульских известий», выступая на заседании, поделилась опытом своей редакции. По ее словам, не смотря на то, что газета находится в статусе унитарного предприятия, с 1998 года издание придерживается позиции «ничего нигде не брать». Зелинска подчеркнула, что государственным изданиям от дотаций надо уходить.«Всем государственным СМИ нужно дать экономическую свободу… Кто раскрутится – тот раскрутится. А вот для районных газет необходимо установить “переходный” период», — заметила Зелинска.

Галина Зайцева, главный редактор газеты «Рязанские ведомости», в свою очередь сказала: «Разгосударствление областным изданиям особой беды не принесет, но вот что станет в 27-ю районными газетами, совокупный тираж которых сегодня составляет 80 тысяч экземпляров?…». Зайцева согласилась с главным редактором «Тульских известий» в вопросе о необходимости «переходного» периода. Так же редактор «Рязанских ведомостей» отметила важность вопроса собственности, потому что как только поднимется вопрос о собственности на помещения, где сейчас находятся редакции, тут же возникает множество желающих «прибрать эту собственность к рукам и оставить редакции на улице».

Много было сказано и о финансовых показателях изданий, полноценной работе на рекламном рынке и, конечно же, о сертификации тиражей. Евгений Скляров, главный редактор газеты « Молва» (г. Владимир) рассказал: «До 1991-го года мы были муниципальным изданием, но в 91-м муниципальные власти пошли на уступку и отдали издание коллективу. Вот уже десять лет учредителем “Молвы” является трудовой коллектив. По требованию мы предоставляем рекламодателям справки от распространяющих газету организаций, поэтому в вопросе тиражей нашей газеты ни каких подтасовок быть не может». Скляров отметил, что самый больным вопросом в вопросе выживания остается вопрос муниципальных изданий. «Единственный путь выжить газетам — это возобновить сеть собственных корреспондентов и попытаться активизировать рекламный рынок. Кроме того, нужно решать вопрос с распространение социально-культурной информации, потому что эта практика сейчас, увы, уходит», – завершил Скляров.

Марина Давыдова, исполнительный директор ГИПП, согласилась с главным редактором «Молвы», но с небольшими поправками: «В целом проблема большая. Ситуация у всех СМИ разная. ГИПП в феврале-марте этого года проводила в опрос издателей в УФО на эту тему, и результаты позволили нам сделать вывод. Если город более или менее большой, там есть и рекламные доходы, за счет которых издание может выживать самостоятельно. А если город маленький, то там достаточного объема рекламных доходов для выживания газеты может просто не быть совсем. То же самое касается и сельских газет».

Наталья Михальченкова , главный редактор газеты «Основа» (Наро-фоминск) напомнила собравшимся о 131 ФЗ РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым органам государственной власти запрещено быть учредителем. Поделилась Михальченкова и наболевшим: газета «Основа» существует много лет, и только 1996 году она стала муниципальным учреждением, после чего ей пришлось столкнуться и «с беспределом почты», в том числе в части ее тарифной политики и доставки тиражей.

На выступление главного редактора Наро-фоминской «Основы» очень живо откликнулся Сергей Железняк, председатель комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, который так же присутствовал на заседании. Он отметил, что, не имея отклика «с низов» практически невозможно располагать всем объемом реальной информации. «Пути выживания региональных и муниципальных СМИ на некоторых совещаниях разрабатываются, и сейчас необходимо оказать помощь в их мультимедийном развитии, а для этого необходима онлайновая дискуссионная площадка…», – подчеркнул Железняк.

Не забыли на заседании и о «Почте России» и ее тарифах, о налогах, о цене на бумагу… Борис Резник в свою очередь выразил уверенность в том, что основная проблема бумпроизводства в том, что продавая собственный товар за границу за «недорого», спустя некоторое время мы его же привозим от туда с наценкой в 15-20%.

В обсуждение наболевших проблем приняли активное участие Александр Сивков, исполнительный директор «МедиаСоюза», Игорь Шадрин ,«Коммерсант-Пресс»,Сергей Клоков, руководитель рабочей группы Ассоциации распространителей печатной продукции, Вячеслав Керов, вице-президент НП «Национальная сеть распространения прессы «Союзпечать», Павел Мирошников , генеральный директор ABC .

В завершении заседания Борис Резник попросил собравшихся до начала июля с.г. прислать конкретные предложения по решению вопроса о разгосударствлении СМИ, так как уже на осенние месяцы запланирована предметная работа над законопроектом.

Жанна Романова

Источник: PlanetaSMI.RU