ООН приравняла право на сеть к праву на жизнь

Доступ в интернет теперь такая же важная часть жизни, как право на жизнь, образование, свободу выражения мнений и благоприятную окружающую среду. ООН провозгласила его фундаментальным правом человека. Он назван незаменимым для исполнения прав человека, борьбы с неравенством и прогресса.

В ООН уверены, что всеобщий доступ в сеть — один из приоритетов современного государства. Что же, для многих — особенно для инвалидов и молодежи — интернет стал средой обитания: воздухом, клубом, телефоном и магазином одновременно. Именно социальные сети стали катализатором арабских революций.

Что означает глобальный призыв к сетевой свободе и чем он может обернуться, в том числе для России?

Интернет с его высочайшей скоростью распространения информации и анонимностью пользователей может стать эффективным инструментом общественной самоорганизации в борьбе с бюрократами и производителями некачественной продукции. Однако, как и многие другие инструменты и технические новинки, его можно использовать как на благо людей, так и во вред им. Проще говоря, пока не ясно, как сочетать всеобщий свободный доступ к сети с запретами и ограничениями на противозаконный (призывы к убийствам, террору, описание подготовки к ним, педофилия) или сомнительный (порнография, однополая любовь и т. д.) контент. Общественно-государственную систему этических ограничений в интернете, которая придет на смену цензуре и запретам, во многих странах быстро создать не удастся. Организация для «клубничных» сайтов резерваций со специфическими адресами вряд ли ограничит интерес к запретному содержимому — скорее наоборот.

Готовность России к свободному доступу граждан в сеть — отдельный вопрос. В последнем рейтинге Всемирного экономического форума The Networked Readiness наша страна заняла 77-е место из 138, поднявшись по сравнению с 2010 г. на три ступеньки, и находится между Гамбией и Мексикой. Россия занимает неплохие позиции по развитию инфраструктуры (42-е место) и числу индивидуальных пользователей (55-е). Однако эксперты значительно ниже оценивают уровень использования интернета бизнесом (72-е место) и госорганами (96-е). Наконец, по уровню политического регулирования интернета Россия занимает 111-е место (между Эфиопией и Таджикистаном). Вот тебе и «Электронная Россия».

Источник: Ведомости