Почему у РИА Новости в России нет конкурентов

Вокруг каких проектов сегодня бурлят страсти в информационном агентстве РИА Новости и во что выльются результаты работы команды в следующем десятилетии, мы поговорили с его главным редактором Светланой МИРОНЮК.

– Светлана Васильевна, в этом году ведущему российскому информационному агентству исполняется 70 лет. Историю агентства условно можно разделить на 3 части: военное время, советский период и современная история. Как бы вы обозначили основную отличительную черту агентства, которая сохранилась с момента его создания и до сегодняшнего дня?

– Пожалуй, самое важное, стержневое, то, что пронизывает историю агентства за 70 лет, – это готовность и высокопрофессиональное умение говорить с любыми аудиториями на их языке: будь то аудитория российская во время войны, когда основной формой подачи информации были сводки «Совинформбюро», будь то в последующие годы аудитория стран Европы, Африки или Америки. Я не имею в виду язык с лингвистической или культурологической точки зрения.

Главное, что и в Совинформбюро, и в АПН, и в РИА Новости все эти годы работали и работают специалисты, тонко чувствующие, как следует точно, правильно и доходчиво на любом языке передать людям смысл даже самой сложной для восприятия информации и дополнить ее образным рядом – причем еще вчера это были фотографии, а сегодня – уже 3D-видео.
– Агентство РИА Новости всегда отличалось тем, что занималось, прежде всего, укреплением имиджа России за рубежом. Сохранилась ли эта задача сегодня?

– Да, задача формирования имиджа России за рубежом у агентства осталась, но она не превалирует. И еще: в сегодняшних реалиях выполнение этой задачи не может опираться ни на навязывание своей точки зрения, ни на искусственно проработанные и придуманные сценарии, ни на лакировке действительности. Для агентства сегодняшнего возможен только один-единственный сценарий: оперативно, точно и с помощью понятных образов и ясных слов донести информацию до той аудитории, которая нам нужна.

Наш прародитель, «Совинформбюро», начинал с работы на российскую аудиторию военного времени, потом был АПН и зарубежный этап деятельности, а сейчас у РИА Новости есть оба направления. Сегодня именно эта двойственность стала для агентства гармоничной, поскольку она одновременно работает на внутрироссийскую аудиторию, на локальный уровень, на регионы и на зарубежную аудиторию. РИА Новости не только как традиционное информагентство собирает информацию во всем мире и приносит ее сюда, в Россию, но и наоборот – несет наши российские новости или наше видение глобальных событий за рубеж. Этим мы существенно отличаемся от традиционного информагентства. Кроме того, только наше агентство в России работает на четырнадцати иностранных языках, включая практически все языки постсоветского пространства.

– Позволит ли это РИА Новости встать в первую линейку мировых информагентств?

– Я вижу РИА Новости в одной линейке с мировыми информгигантами, которых мы считаем медиалидерами, уже через 10 лет. Это произойдет, когда агентство будет отвечать не только за российскую информацию, но и обеспечивать как свою сферу покрытия все постсоветское пространство и, возможно, Восточную Европу. Помните, раньше всегда подчеркивалось, что СССР – это 1/6 часть суши, так вот, постсоветское пространство вместе с Восточной Европой – это где-то 1/5 часть суши. Если в этом мировом сегменте РИА Новости будет главным транслятором – ретранслятором и создателем новостей, фабрикой новостей, то у него появятся все шансы встать в первую линейку.

– Конкурирует ли РИА Новости с другими информагентствами России, например, с ИТАР-ТАСС и Интерфаксом? И если это так, то в чем его преимущество?

– Вы знаете, я считаю, что в первой линейке наших конкурентов нет ни ИТАР-ТАССа, ни Интерфакса. И это не потому, что мы считаем себя лучше, быстрее или сильнее. Просто наша деятельность сегодня настолько диверсифицирована, что мы фактически стали мультимедийным холдингом, в котором есть все только возможные форматы существования информации. В марте этого года у нас появилась газета «Московские новости», а недавно добавился крупный экономический сегмент информации в виде агентства «ПРАЙМ». Безусловно, на сегодняшний день Интерфакс плотно занимает нишу лидирующего независимого экономического информагентства. РИА Новости же никогда не было агентством экономическим, вот почему мы не считаем Интерфакс прямым конкурентом. Правда, занимая, в целом, разные ниши, мы иногда соприкасаемся друг с другом в секторе политической и международной информации. Но здесь мы в большей степени родственники, нежели конкуренты. А вот близкое к РИА Новости экономическое информагентство «ПРАЙМ» сможет составить достойную конкуренцию Интерфаксу.

– А как насчет другого государственного агентства?

– ИТАР-ТАСС – информагентство с богатейшей историей, но наше с ним разделение площадок произошло в области мультимедиа. РИА Новости здесь – безусловный лидер, и, следовательно, мы не пересекаемся на информационном поле.

– РИА Новости имеет широкую корреспондентскую сеть в России и по всему миру. Как удается управлять этой структурой? Все ли взаимодействие идет через московский офис?

– Действительно, РИА Новости сегодня представлено в 68 городах России и в 40 странах мира. И если раньше все наши корпункты и представительства взаимодействовали через московский офис, то сейчас началась децентрализация принятия управленческих решений во внутренней структуре, происходит передача полномочий на средний уровень, то же самое вскоре произойдет и в информационном поле. Более того, мы сейчас стоим на пороге существенного пересмотра инфраструктуры своей корсети. Сегодня бессмысленно держать, как это делают традиционные российские агентства, в разных мировых столицах большие офисы, которые занимаются, в основном, мониторингом информации местных СМИ и передают это в Россию. Сегодня это кажется смешным, это прошлый век. Остатки такой модели у нас встречаются еще и сегодня, хотя теперь наши представительства работают иначе. Собираемся перекраивать всю эту структуру.

– А как будет выглядеть новая модель?

– Мы готовимся к переходу на модель, по которой уже работают наши западные коллеги: это создание «хабов» (узловых или региональных центров) в самых важных точках с достаточным числом высококвалифицированных специалистов, которые владеют несколькими языками, могут писать, снимать видео, фотографировать и передавать информацию. Кроме того, будем более активно привлекать специалистов на месте.

– Сколько на это потребуется времени? Лет пять?

– Нет, это произойдет уже в следующем году. А остальное покрытие мировой информации мы будем осуществлять с помощью мобильных мультимедийных бригад, которые будут оперативно выезжать на место происшествия. Так, например, это было сделано нами недавно на Ближнем Востоке, для освещения вспыхнувших там волнений.

– Эта модель будет работать более эффективно?

– Конечно, это совершенно другой уровень координации. Сегодня мы чувствуем, что в Москве мы живем в одной скорости, в одном ритме, а регионы наши российские, коллеги и партнеры живут несколько в ином темпе, а наша зарубежная корсеть – вообще в третьем. Мы чувствуем это, а нам всем нужно двигаться с одной скоростью, синхронно. Это требует изменения механизма управления всей структурой для большей ритмичности нашего движения.

– Какие требования в связи с этим будут предъявляться к новым сотрудникам? Только ли выпускников факультетов журналистики РИА Новости принимает на работу?

– Журналистике нельзя научить. Это либо есть в человеке, либо нет. Журналистика – это некая дополнительная способность человека, которая может быть добавочным качеством к его основным, базовым знаниям. Человек, пришедший с журфака и не обладающий базовыми знаниями в науке, технике или экологии, не сможет реализовать себя как хороший корреспондент в этой области, если, конечно, не займется самообразованием.

Специалист, которого мы с готовностью возьмем, это человек, имеющий некое базовое образование (техническое, экономическое и т.д.), к которому может быть «достроен» модуль журналистского мастерства.

– Раньше у агентства была своя типография. Будет ли РИА Новости восстанавливать эти ресурсы?

– Нет, наше будущее – в интернете, в интерактивных форматах, в социальных сетях. Но бумага, на мой взгляд, не умрет, как это предсказывали 5 лет назад; она сохранится как элемент элитарности издания.

– А как же «Московские новости», которые в этом году вышли в свет?

– Мы сейчас экспериментируем с газетой «Московские новости». Ее доминирующая составляющая вышла на бумаге. Мультимедийные форматы пока являются дополнением. Наша задача – в течение года сделать так, чтобы ее мультимедийные форматы стали самодостаточными мультимедийными СМИ, объединенными определенной частью совпадающего контента с бумажной версией газеты, но не совпадающие с ней на сто процентов. А в перспективе это должен быть интернетвариант издания, обвязанного огромным количеством форм самовыражения (в том числе и в соцсетях) и залинкованного с пользователями, на чьи запросы оно должно отвечать. Газета интересна, прежде всего, для продвижения создаваемого нами мультимедийного контента. Нужно понимать, что агентство – это журналистика фактов, а газета – это журналистика мнений. Самое ценное в этой газете – не новости, не факты, а то мнение, которое формируется редакцией.

– Считаете ли вы, что руководитель мультимедийного информагентства – женская профессия? Как вы себя чувствуете в этой роли?

– Мне кажется, что сегодня наступило время, когда пол и возраст и другие гендерные характеристики ничего не отражают, не играют особой роли. Ну, может, во мне чуть больше женской эмоциональности, но она и не помогает, и не мешает той работе, которую я делаю. Либо можешь что-то сделать, либо нет.

Источник: Журналист