Глянцевые журналы мечутся между девайсами и киосками, а прогнозам нет числа, включая известную астрологию Мирошниченко о последнем выходе в свет газеты 31 декабря 2037 года в 16.00. Во всем этом калейдоскопе больших и малых проблем любопытно посмотреть на аналогичную ситуацию за рубежом. Наше участие в 22 Медиаконгрессе США в Балтиморе 12-14 июня с.г. позволило увидеть вблизи некоторые механизмы журнального рынка США. Еще год назад американские коллеги на подобном же конгрессе весьма пессимистично оценили будущее журнальной продукции. Тогда казалось, что тонут не отдельные журнальные проекты, а весь журнальный титаник Северо-Американского континента. И тут вдруг стали преобладать оптимистичные нотки, оказалось, что дыру в днище этого титаника удается заделывать.
Надо сказать, что за последние пять лет объем торговых полок под журналы в американском ритейле сократился на 30%, демонстрируя падение интереса торговых сетей к данному виду товара. Видимо, это заставило американских издателей и дистрибуторов заняться собственным спасением.
На последнем Медиаконгрессе в Балтиморе два дня работала специальная секция «Сила продвижения». Два дня здесь консалтинговые и маркетинговые фирмы, издатели и дистрибуторы обсуждали механизмы и реальный опыт увеличения продаж журналов. Часть представленных здесь докладов для нас прозвучали новаторски. Например, как издатели отрабатывают вместе с экспертами рынка, в т.ч. с продавцами, 36 вариантов обложки очередного выпуска журнала. Вместе выбирая ту единственную «обертку» контента, которая обеспечит массовые продажи. Очень интересны механизмы онлайновых продаж печатной продукции, которые дают устойчивый рост 10% в год. Очень любопытны инструменты квазиподписки на розничные продажи журналов от 1 до 12 штук, то есть это своеобразная подписка через Интернет. Таких примеров можно было бы привести много, но меня больше всего поразила атмосфера оптимизма и единения, которую демонстрировали собравшиеся на конгрессе издателей и дистрибуторов прессы.
На этом фоне несколько по-другому выглядит ситуация на российском рынке, где пока все спасаются сепаратно и поэтому спасаются не все. У нас не удается оптимизировать ни рынок, ни отношения между участниками рынка, ни, тем более, между рынком печатных СМИ и государством.
В обществе падает интерес к чтению, Интернет толкает молодежь в объятия Твиттера, микротекстов в социальных сетях и к участию в культурной жизни на уровне нажатия кнопок «нравится» и «не нравится».
Если молодое поколение потеряет интерес к чтению в объеме выше некоей критической точки, может начаться деградация нашего общества, но это, в большинстве своем, мало кто понимает. Это не заботит ни одну из ветвей государственной власти, да и в российском медиасообществе нет понимания общенациональной опасности, таящейся в падении тиражей газет, журналов и книг.
Планшетные игрушки и все форматы девайсов, по идее, должны дополнять нашу медийную культуру, а не вытеснять или топить печатные СМИ. Может поэтому на американском конгрессе приводилось в пример разностороннее развитие печатной продукции, её iPad-версий и, прежде всего, журнального контента.
Для российских медиа полномасштабный кризис еще не наступил, но встречные айсберги уже скрежещут о брот нашего титаника. Нам есть чему поучиться у американских коллег, да и во Франции печатными СМИ занимаются всерьез и по-государственному. Но пока нам это всё не указ, пока мы будем самостоятельно закрываться. Пример этому – печальная судьба журнала «Финанс», который не смог справиться с экономическими рифами на рынке.
Источник: блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)
Спасение утопающих российских журналов – дело рук не только самих утопающих
Бумажная пресса вроде бы тонет, а фрагментами уже утонула окончательно, заявив о невозможности дальнейшего присутствия на поверхности рынка печатных СМИ. Буквально на днях о прекращении своей деятельности заявила редакция журнала «Финанс», столкнувшись с серьезными финансовыми трудностями. Тут и старые «Известия» переформатируются, и региональные газеты подают сигналы SOS.