Каждое новое явление в сети, как правило, имеет несколько обличий. Что-то вызывает восторги у публики, что-то - осуждение, что-то остается непонятым. Появление «благодарственной журналистики» в полной мере имеет все три этих обличия. Первопроходцем в этом деле является Дмитрий Соколов-Митрич, в настоящее время работающий в журнале «Русский репортер». Именно он, как следует из последней информации, недавно опубликовал в интернет-газете «Взгляд» колонку «Мужское горе», под ней разместил свои финансовые реквизиты, и благодарные читатели набросали в его виртуальный кошелек вполне реальных 4200 руб.

Это не первый эсперимент журналиста в Рунете, до этого была статья «Последний день Победы» (принесла 2500 рублей). Всего же, по словам автора, от читателей пришло более 14 тыс. рублей.

Подобных примеров в англоговорящей сети уже достаточно. И явление это, безусловно, положительное. Я бы отнес его к категории “Web 4.0”. Но далее вызывает сомнение позиция Соколова-Митрича, подводящего теоретическую базу под свое «ноу-хау». По его мнению, благодарственная журналистика сделает СМИ по-настоящему свободными: "Чем больше будет таких «бременских журналистов», тем больше будет невозможности контролировать СМИ. Востребованным авторам останется лишь к каждому своему тексту поставить шляпу для благодарственных платежей и забыть слово «редакция»".

Оказывается, проблема не в свободной журналистике, а в свободе от надоедливой редакции. И вот тут с Митричем надо решительно не согласиться. Редакция – это фабрика, серьезное производство, современные информационные технологии, маркетинговые инструменты и т.д. Именно такая фабрика, тем более в эпоху мультимедийности, дает максимальный результат, удовлетворяя информационные потребности населения. И ни одна армия журналистов в рамках Thanks Journalism не заменит хорошую редакцию и, тем более, группу разноплановых редакций. Мнение это столь же наивное, сколь и непрофессиональное. Еще ни одно золотое перо журналистики не смогло оказаться самодостаточным. Надо понимать разницу между журналистом-одиночкой и творческим коллективом, объединением специалистов различного профиля.

Кроме всего прочего, колонка журналиста в интернет-газете «Взгляд», собравшая гонорары от читателей, как эксперимент, несомненно, удалась. Но возникает вопрос, поделился ли автор частью гонорара с интернет-газетой «Взгляд», на чьих страницах и под чьим брендом он опубликовался? И еще один вопрос: а как с налогами? ИЧП должны платить хотя и маленькие налоги государству, но в полном объеме. Совершенно очевидно, что ИЧП журналистов в сети, допустим, в рамках своей страницы в ЖЖ, имеет право на жизнь, но думаю, что на эти сборы не проживешь, и, тем более, не прокормишь семью. Кроме того, индивидуальное частное предпринимательство в журналистике столь же мелко и низкорентабельно, как и ИЧП в формате киоска прессы: жить можно, но развиваться – нет. А если журналистов – индивидуальных частных предпринимателей будет много, выживут единицы, остальные умрут с голоду. Вывод простой – сбиваться в стаю, двигаться в направлении разделения труда, использования синергии, новых технологий и т.д.

Именно поэтому я бы и не стал придавать «благодарственной журналистике» Соколова-Митрича преувеличенное значение и тем более не стал бы хоронить из-за этого эксперимента редакции как современные фабрики информации.

Вирусная журналистика - похожая концепция, и столь же наивная и пустая. Сегодня работа в медиаотрасли – это тоже труд на галерах, легких решений по спасению отрасли пока не видно.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/35125.html)