Как он изменился, что было сделано? Портал PlanetaSMI.RU попросил поделиться своими воспоминаниями и мыслями генерального директора АРПИ «Сибирь» Сергея ГАВРИЛОВА.
— Сергей Давидович, как вы пришли в бизнес? С чего начинали?
— Как и многие, пришел я на этот рынок случайно. Когда был студентом, подрабатывал, торгуя книжками. Потом начал работать с газетами. А когда появились первые глянцевые журналы, в числе других моих коллег, занялся и их распространением журналов. Это были, как сейчас помню, Cosmopolitan и Burda.
— Какие формы распространения прессы на этапе становления рынка были наиболее востребованы?
— Не было никаких форм распространения, была сплошная купля-продажа. В те времена существовал такой специфичный термин для прессы — книгообмен. Например, поменять пачку журнала Cosmopolitan на пачку книг про Анжелику. Это была нормальная ситуация. Такая торговля, почти запрещенная, считалась спекуляцией, и вряд ли ее можно назвать способом распространения прессы.
— На каких условиях велась торговля? Насколько велик был ассортимент?
— В самом начале становления российского рынка распространения ассортимент был невелик, примерно три десятка наименований. Самые популярные — журналы Burda и Cosmopolitan, а также газеты «Спид-Инфо», «Экспресс-газета» и «Оракул». Очень модными считались издания про бодибилдинг.
Чем характерен был этот ассортимент? Он напоминал книжный. Например, продав третий номер Cosmopolitan, приехав в Москву и закупив, если есть, опять третий номер и свежий четвертый, можно было быть уверенным — в Новосибирске покупатель приобретет и тои и другой выпуски. Все расходилось. До сих пор не понимаю, почему их покупали… Возможно, из-за красивых картинок.
— А как развивалась ситуация в оптовом сегменте?
— Мы занимались специфической литературой — автомобильной. Активно ею торговали, и постепенно стали заметным на рынке распространения. В 90-х годах наценки на печатную продукцию были просто бешенными — 200-300%. Существующая гиперинфляция постоянно обесценивала деньги, которые нужно было во что-то вкладывать. И как-то раз в Москве на СК «Олимпийский» попались журналы. Решили попробовать работать и с ними. Приобрели небольшую партию, и продали их в Новосибирске за одни выходные. Вот так все и начиналось…
— А как складывались взаимоотношения с издателями?
— Да не было никаких отношений. Как и не было самих издателей как таковых. Существовал глобальный рынок, который назывался «Олимпийский», на котором и происходили все основные закупки. При попытках выйти на издателей, нам отвечали: «Становитесь в очередь». Издатели в тот момент выпускали высокодефицитные журналы, которые продавались без какого-либо возврата. Старые номера раскупались также хорошо, как и новые. Поэтому издатели не были заинтересованы в сотрудничестве с какими-то «дикими людьми», которые занимались распространением прессы.
— Какие издания были популярны в 90-е годы на российском рынке?
— На этот вопрос можно ответить одним словом — красивые. Чем ярче и чем пестрее было издание, тем большим спросом оно пользовалось. Издание не оценивалось с точки с зрения журналистики и полиграфии. Если оно было цветным, возрастал и уровень продаж.
Выходило множество черно-белых изданий, на которых стояло слово «эротика». Они также хорошо продавались.
Как раз в то время на рынок пришли кроссворды и сканворды. Один из лидеров того времени, издательский дом «Лана», издавал такие прекрасные брошюрки, с большим множеством кроссвордов и анекдотов. Эти брошюрки пользовались большим спросом у покупателей.
— Насколько велика была конкуренция на территории Сибирского региона?
— Все торговали всем, чем только можно. На одном прилавке могли быть выложены и книжки, и сигареты. Кто хотел продать схожий товар по более высокой цене, мог просто отойти метров на сто от прилавка конкурента и поставить свой столик.
— К аких основных игроков дистрибьюторского рынка того времени вы можете особо отметить?
— Это, конечно, «Логос», «МААРТ», «Ниола-Пресс». Позже появились сетевые структуры, такие как «АРИА-АиФ» и «Роспечать».
В 90-х годах даже термина «дистрибьютор» не было — были «крупный оптовик» и «мелкий оптовик». Никто не понимал значения словосочетания «дистрибьюторский рынок», все занимались куплей-продажей. Стояла задача купить продукт и постараться его продать. Существовали и пережитки социалистического строя, когда для того чтобы купить необходимое издание, в нагрузку надо было купить пять других.
— Как изменился рынок печати к началу «нулевых»?
— Он стал более цивилизованным, определились роли игроков. Но, к сожалению, многие из них до сих пор не понимают своих ролей на рынке распространения периодики.
Можно привести пример классической советской «Союзпечати», где один игрок несет на себе функции и оптовика, и киоска, и подписного агентства. К сожалению, сейчас некоторые игроки рынка распространения пытаются выстроить похожую схему. Но эта модель могла жить только в Советском Союзе, когда сеть в 53 тыс. киосков печати была объединена под одну «крышу», и когда железнодорожные почтовые вагоны могли перевозить миллионные тиражи.
На высоких наценках на периодику в 90-х годах могла выжить любая бизнес-модель. Чего не стало к началу «нулевых». Поэтому в этот момент у оптовых продавцов печатной продукции постепенно начало формироваться понимание коммерческого расчета… Стали заключаться первые договора, чего раньше не было.
— К акие зарубежные издания первыми завоевали российский рынок? Когда это произошло?
— Они не завоевывали российский рынок, они пришли на него с хорошим качественным продуктом, практически произведя здесь шок. Первыми появились издания для женщин – Cosmopolitan и Burda. Эти издания принесли кусочек западной жизни, которую никто никогда не видел.
— А когда пришел глянец?
— Глянец… На тот момент любое западное издание автоматически считалось глянцем. У обычного советского человека даже простой, но яркий буклет с пальмами, уже вызывал живейший интерес. В то время можно было продать даже рекламные буклеты и каталоги ОТТО.
— Как в дальнейшем складывалась судьба оптовых магазинов? Насколько сложно им пришлось?
— Сложности возникали в основном на московском рынке. В регионах же оптовых распространителей достаточно и сейчас, только теперь они стали более цивилизованными. В столице же они трансформировались в розничные магазины.
Сегмента «мелкого опта», который мог продать пачку журнала «Семь дней» и жить на вырученные деньги неделю, сейчас уже не существует. Такой мелкий оптовик, продавая прессу где-нибудь в переходах, лишь добавляет некоторую денежную сумму к своей пенсии. Поэтому я думаю, что оптовые магазины и в регионах рано или поздно отомрут. Возможно, трансформируются в розничные, либо закроются за неимением покупателя — мелкого оптовика, для которого пресса — основной товар.
— Е сли сравнивать два десятилетия — с 1991-го по 2001-й годы, и с 2001-го по 2011-й, то что на рынке изменилось за это время в лучшую сторону, а что кануло в лета?
— Единственное о чем я жалею, это о тех наценках, которые были на печатную продукцию в 90-х годах. И, конечно же, в то время нами руководил дух энтузиазма, а новизна сама по себе предавала некий азарт. Сейчас на рынке распространения периодики все достаточно структурировано. Компании, работающие профессионально, начинают бороться с издержками. Понятно, что потолок розничной цены на периодику уже найден, и вряд ли можно будет безболезненно увеличить цену на издание в два раза.
Еще один момент… Духовная пища превращается в элемент декора и престижа. Пресса уже не является продуктом первостепенной важности. В любом российском регионе перед покупателем встанет вопрос «что купить на 100 рублей: бутылку водки или глянцевое издание?», и выбор в итоге получается не в сторону издания.
Что изменилось в лучшую сторону? Стали появляться профессиональные игроки, которые разговаривают на одном языке. Но и задачи, которые теперь стоят перед профессионалами, усложняются. Так, раньше можно было продать три фуры одного наименования периодики. Теперь, чтобы продать три фуры, одного наименования товара недостаточно, нужны уже 300 наименований.
Наталья Решетова, Татьяна Сорокина
Источник: PlanetaSMI.RU