А ведь ранее поводов для возмущения было много. Журналисты досаждали многим политикам, прослушивали телефоны членов королевской семьи, проводили глубокие журналистские расследования в тесном «взаимодействии» с полицией. Всесильный Мёрдок приводил к власти политические партии Великобритании и низвергал их с парламентского Олимпа. Талантливый австралийский медиамагнат управлял не только успешными газетами, но и радио, ТВ и интернет-проектами. И всё бы ничего, если бы не поскользнулся на попытке захватить контроль над BskyB, являющейся ведущей компанией, развивающей спутниковое ТВ. Видимо, на этом рубеже критическая масса врагов и завистников превзошла все границы и вылилась в катастрофу – медиаимперия стала каяться и признавать свои ошибки, трескаться и рассыпаться.
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов с горечью заметил, что российские журналисты очень долго учились у британских газетчиков, равнялись на британский опыт организации функционирования СМИ. И теперь оказалось, как считает В. Богданов, что учиться-то было нечему, что вся эта идеальная модель была, якобы, ширмой. Издателей и журналистов изданий Мёрдока обвинили в коррупции, подкупе полиции и других аморальных и уголовно-наказуемых деяниях.
Наиболее показательным является 30-минутная речь в Парламенте бывшего премьера Гордона Брауна. Он с горечью заявил, что Мёрдок создал атмосферу страха, когда ни один более или менее серьезный политик не смел критиковать Мёрдока и его газеты. Ответом на подобную критику была бы публикация смертельного компромата уже в следующем же номере The Sun или News of the World. По словам Брауна, он неоднократно требовал проведения расследования деятельности подконтрольных Мёрдоку изданий, но всякий раз сталкивался с непонятным сопротивлением полиции, государственных служащих и даже собственных политических помощников. Теперь, говорил Браун, ему понятны причины нежелания связываться с Мёрдоком.
Фактический медиадефолт империи Мёрдока позволяет сделать несколько выводов, принципиально важных для всей международной медиаиндустрии и, конечно же, для России.
Первое. Мёрдок и его профи великолепно освоили правила игры на медиарынке по сбору и продаже информации, востребованной публикой. Многие десятилетия в Великобритании, как и во всей Европе, журналисты были вольны в сборе и публикации любой информации, интересной населению. И эта свобода, в том числе, публикации скандальной информации о личной жизни звёзд и политиков, нравилась и была востребована. Просуществовав на рынке 168 лет, фабрика новостей, в данном случае, газета News of the World (Всемирные новости), была мировым лидером в этом жанре. Журналисты и раньше покупали информацию где могли и как могли. Теперь все это стало вдруг чуждым и аморальным для английского общества. Что это, кризис жанра? Усталость от журнальных откровений и разоблачений? Ничего подобного, всемирная сеть демонстрирует нам еще большую открытость, разоблачительность и аморальность. Короля жёлтой прессы свергли, чтобы ввести на этот трон другого короля или группу сопредседателей нового порядка вещей. Мёрдок потерпел поражение от противников, его победили.
Второе. Совершенно очевидно, что в Европе начинается новая эра большого медийного плюрализма, дробления медиаактивов. Медиаимперий, подобных Мёрдоку, в Европе не будет теперь достаточно долго. Да и не только в Европе, и в США конгрессмены требуют расследования деятельности мёрдоковских газет и обстоятельств прослушивания телефонов жертв 11 сентября 2001 года. Прослушка телефонов является, в данном случае, поводом. Результатом должно стать ослабление медийных инструментов, которые недавно президент Белоруссии Лукашенко назвал информационным оружием массового поражения.
И третий вывод, который можно сделать из данной ситуации – бессмысленность любых попыток уничтожить влияние СМИ на общество, которые были, есть и будут главным инструментом гражданского общества. Медиакомпания Мёрдока, безусловно, несла в себе много грязи и нечистот, как и все живое на земле, но она была важным инструментом гражданского общества, потому что, по своей сути, была рыночной, экономически успешной и имела эффективный менеджмент. Люди Мёрдока если проводили информационную политику против той или иной правительственной партии Великобритании, то делали это потому, что чувствовали настроения в обществе и отражали их на своих страницах. Политикам это не нравилось, но это и понятно. Добавлю к этому, что все разоблачения и информационные атаки в газетах не ставили своей задачей свести какие-нибудь бизнес-счеты или завладеть чьей-нибудь собственностью. Там велась открытая работа по максимально полному освещению событий и фактов, важных и интересных для людей.
В разрушении медиаимперии Мёрдока, безусловно, есть и свои плюсы. Они заключаются в том, что в информполитике не может быть подобных монопольных образований, а журналистика должна быть социально-отвественной, но важно и другое. Империю Мёрдока разрушают политическими методами, включают механизм бомбометания законодательной и исполнительной власти. А экономика, профессионализм и рынок, в данном случае, разрушаются. К сожалению. И этот всемирный урок еще долго будет обсуждаться и комментироваться. Но в чем я не могу согласиться с коллегой Богдановым, так это с тем, что мы зря изучали опыт газетчиков Великобритании. Медиадефолт на берегах Темзы, связанный с империей Мёрдока, для нас должен оставаться предметом для анализа и подражания.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале