В 2011 году медиарынок вырос на 28%, но по-прежнему неконкурентоспособен

Сегодня в системе медиаизмерений Россия занимает пятую строчку в Европе и одиннадцатую в общемировом рейтинге. Это серьезное падение, поскольку до кризиса Россия входила в десятку ведущих мировых рынков. Об этом шла речь на конференции "Объективные медиаизмерения как важнейший фактор эффективного развития рекламного рынка".

По словам эксперта Ассоциации коммуникативных агентств России Сергея Веселова, в первом квартале 2011 года российский рекламный рынок показал уверенный рост на уровне 28%. Разные сегменты рынка имеют отличное друг от друга развитие: больше всех прибавил Интернет (+60%), далее следует ТВ с его позитивной динамикой (+29%), затем идут радио (+17%) и пресса (+13%). Российский рынок продолжает ощущать на себе последствия мирового финансового кризиса, и на текущий момент он отстает от показателей трехлетней давности на 3%. Нынешние медиаизмерения вполне адекватны по отношению к состоянию рекламного рынка, который приближается к докризисной эпохе, считает Сергей Веселов.

Как в свою очередь отметил председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк, в этом году участникам медиарынка следует обратить внимание на тему саморегулирования, поскольку оно всегда будет опережать регулирование по эффективности и пониманию происходящего. "Медиаизмерения же должны быть единой валютой медиарынка, которая была бы понятна как представителям государственных регулируемых органов, так и представителям индустрии, - отметил Железняк. - Это должна быть система, которая может эффективно и достоверно оценивать информационный контент, выражая инвестиционную привлекательность для создателей и рекламодателей. Проводимые измерения интереса к электронным ресурсам должны быть направлены не просто на составление медиарейтингов, такие замеры должны помогать оценивать эффективность деятельности и долю рынка участников медиа отрасли".

Участники конференции не обошли вниманием и проблемы медиаизмерений. Одной из важнейших участники рынка признают невозможность отследить и измерить так называемый внедомашний просмотр и сравнить показатели поведения телезрителей/читателей в регионах. Отсюда же вытекает проблема медиаизмерений в регионах: есть косвенные данные, подтверждающие факт, что в городах, где проводятся измерения, рекламный рынок растет намного быстрее. Однако объем выборки настолько мал, что зачастую приводит к невозможности планирования вообще. В городах, не вошедших в базу TNS (Международная исследовательская группа), единого канала измерений нет, а значит, и единых правил не существует. "Медиаизмерения - это фактор, в немалой степени способствующий росту регионального рынка, однако специфика этого рынка затрудняет проведение качественного анализа, - считает генеральный директор компании "Алькасар" Дмитрий Федоров. - Основными сложностями становятся недостаточная выборка для корректного исследования, а также сложности внедрения и адаптации новых технологий".

Для того чтобы разобраться с этими и другими проблемами, генеральный директор "Газпром-Медиа" Сергей Пискарев предложил создать единый индустриальный комитет из ведущих игроков рынка. "Таков зарубежный опыт, который может быть применим и к нашей стране, - заявил Пискарев. - Для развития современного российского медиарынка необходимо прежде всего предоставить четкие требования по отношению к измерителю".

Виолетта Дементьева

Источник: Российская бизнес-газета