— Николай Иванович, как вы пришли в медиабизнес? С чего начался ваш путь?
— В начале моей карьеры я занимался не бизнесом, а творческой, журналистской деятельностью. Закончил Рижский политехнический институт и факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Внештатно сотрудничал сначала с латвийскими газетами, а потом — с радиостанцией в Москве. Работал на «заводском радио» и в многотиражной печати. Бизнесом как таковым я начал заниматься уже в «Аргументах и Фактах». Причем вышло это случайно, так как во времена перестройки готовых вести дела в медиабизнесе людей не было. До того момента вся издательская система была государственной, и поэтому в начале 90-х журналистам приходилось учиться решать задачи, которые раньше не входили в их поле деятельности: вникать в производство, в вопросы полиграфии… Так что мы были вынуждены учиться заниматься издательским бизнесом. На каком-то этапе поняли, что сможем сами организовать весь процесс выпуска газеты. Акционировались и полностью погрузились в бизнес. Нагрузка была большая. Нам приходилось выбивать деньги из сетей распространения, самим заниматься полиграфией… Но это было необходимо.
— Скажите, а с какими сложностями на рынке распространения вы столкнулись в начале 1990-х?
— Рынок был монополизирован. В сущности, существовали только «Союзпечать» и «Роспечать». Сейчас мы, конечно, понимаем, что в той системе тоже были свои плюсы. Например — огромное количество киосков, которых сейчас стало существенно меньше, да и те закрываются. Но с другой стороны, существовавшая в СССР система распространения была крайне не поворотлива, постоянно возникали сложности по возврату тиражей. И на определенном этапе нашей деятельности, когда поняли, что проблемы с распространением наших изданий иначе не решить, мы стали сами пытаться работать в этом бизнесе. Компания купила несколько различных сетей «Роспечати» — региональных, областных, городских, краевых... Вот таким образом мы собрали довольно приличную розничную сеть.
— Как на ваш взгляд развивались взаимоотношения распространителей и издателей на российском рынке в период начала 90-х?
— На тот момент на рынке не было настоящих экспертов, хотя, в общем-то, их и сейчас не много... Работать было сложно, люди трудно шли на контакт. В некоторых регионах нас просто оставляли без выбора. Мы не могли договориться не то, что о цене, вообще ни о чем. Нам диктовали условия, и если ты не хотел их принимать, тебе указывали на дверь. А уходить, собственно, было некуда.
— Николай Иванович, неужели во всех регионах была такая ситуация?
— Нет… В Москве, Подмосковье и Челябинске власть была более рыночная, там быстрее отпускались вожжи и там, конечно же, было интереснее работать. К сожалению, сейчас рынок устроен таким образом, что, несмотря на многообразие сетевых компаний, издатели вынуждены идти на поклон к продавцам и соглашаться на их условия, и даже такие крупные издательские дома, как «Аргументы и Факты». Сетевые компании совместно диктуют правила игры на рынке распространения, в том числе и по ценам.
По крайней мере, методика взаимодействия их с издателями примерно одна и та же.
— Вы можете перечислить ведущих игроков рынка распространения 1990-2000-хх годов?
— Главный игрок — это «Роспечать». Кое-где еще оставались муниципальные сети, которые работали под крылом администраций, но их было совсем не много — три-пять по стране. В основном при издательских домах существовали свои сети распространения. Но были и те, кто занимался чистой дистрибуцией, а потом как, ни странно, пытался создать некие СМИ без сложного контента, чтобы получить дополнительную прибыль.
— Какие издания в сетях распространения были популярны на российском рынке?
— «АиФ», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец», «7 дней» — они имели большие тиражи, и работа с ними гарантировала продавцам хорошую прибыль. Затем на российский рынок вышли зарубежные издания, тот же Cosmopolitan , которые тоже заняли свою нишу и, кстати говоря, составили конкуренцию газетным изданиям. Распространителю было проще и выгодней продать один экземпляр толстого глянцевого журнала, чем 10 экземпляров газеты, выручка от которой была гораздо меньше.
— Николай Иванович, вы упомянули, что «Аргументы и Факты» в те годы стали развивать распространительский бизнес. Именно из этого направления и выросла компания «АРИА-АиФ»?
— Совершенно верно. Мы и сегодня продолжаем заниматься распространением, а одним из крупнейших направлений работы «АРИА-АиФ» является сеть киосков и магазинов по продаже печатной продукции, при создании которой мы опирались на передовой отечественный и западный опыт. Начинали мы со «слепых» маленьких киосков, которые имели одно небольшое окошко и не могли выложить полный ассортимент печатной продукции. А ведь на рынке выходят сотни изданий; например, сейчас в нашем ассортименте от 500 до 800 наименований. И тогда мы поняли, что торговые точки необходимо оснащать большими витринными окнами и распашными стендами, которые позволяли бы делать полную выкладку изданий для привлечения внимания покупателей.
— А в оптовом сегменте вы не пробовали работать?
— Что касается оптового рынка, то в какой-то период мы пробовали работать и на нем, так как это направление продаж печатной продукции в нашей стране было совершенно не развито. Но в итоге поняли, что для успешного развития этого бизнеса необходимо иметь большие обороты и являться действительно крупным игроком. На рынке все время шла борьба, все старались выйти на прямого поставщика, из-за чего оптовый рынок сильно страдал. Поэтому через какое-то время мы все свои оптовые подразделения продали и вышли из этого бизнеса.
Я считаю, что у нас в стране до сих пор не хватает нормальных посредников-оптовиков, которые бы и на региональном, и на федеральном уровне занимались четкими слаженными поставками существующего ныне огромного ассортимента печатной продукцией.
— Можете сравнить рынок продаж печатной продукции двадцатилетней давности и нынешний…
— Главной бедой советской системы и существовавшей в то время «Союзпечати» был монополизм и ее неповоротливость. Отсутствовали специалисты, работой занимались старые кадры, которые, конечно, старались что-то делать, но из-за отсутствия стимула и неразвитости системы поощрений, эти старания ни к чему не привели. Выходом стала приватизация, акционирование и создание альтернативных систем. Однако, к сожалению, рынок все равно остается фрагментарным. Не было единых правил и критериев работы. Но и до сих пор существуют непреодолимые разногласия между рынком распространения и издательским бизнесом. Так сложилось, что норма прибыли в системе распространения очень высока. Получается, что цена бумаги, издания, печати, логистики равна той надбавке, которая оказывается в розничной торговле. Между рынком распространения и издательским бизнесом нет взаимопонимания. Однако они не могут друг без друга существовать.
— А в где же тогда выход?
— Нужно разговаривать, обсуждать, искать точки соприкосновения. Ведь устранили же мы когда-то совместными усилиями определенные недостатки советского монополизма. Есть различные общественные площадки, которые эти вопросы рассматривают, предлагают какие-то правила игры. Но, к сожалению, отмечу, что некоторые игроки рынка распространения не придают должного значения налаживанию диалога с издателями. Владельцы других непрофильных бизнесов купили розничные сети, и не очень озабочены активным развитием цивилизованных отношений на этом рынке. Я думаю, что рынок сам выправит ситуацию. Но здесь важна помощь законодателей, государственных структур, особенно в части ликвидации монополизма, который по-прежнему существует в рамках отдельных городов или административных образований. Не во всех регионах рынок распространения конкурентен, нам нужно создавать новые частные структуры.
— Николай Иванович, каковы планы у ИД «Аргументы и Факты» как в области издательской деятельности, так и в области распространения?
— Мы собираемся расширять линейку наших изданий, активно занимаемся Интернетом, потому что понимаем, что часть аудитории, которую теряют наши бумажные версии, нужно вовлекать за счет интернет-СМИ. Что касается распространения,
холдинг «Медиа 3», в который входит наше издательство, непрерывно ищет новые пути развития и проводит переговоры с региональными игроками. Мы второй по значимости, после «Роспечати», игрок на рынке продаж печатной продукции. И те регионы, где присутствует понимание властей и готовность работать на «рыночных рельсах», для нас являются крайне перспективными, даже не смотря на кризис. Мы всегда действуем цивилизовано, на наши инвестиции создаются новые современные киоски, персоналу платится «белая» зарплата, перечисляются налоги. Что особенно важно для местных властей, ведь «ручниковая» и партизанская торговля ни налогов, ни доходов не приносит. В настоящее время в нашей сети уже более 2,5 тысяч киосков — в Москве, области, Санкт-Петербурге и других регионах. И их количество будет только расти.
Татьяна Сорокина, Алина Свинцицкая
Источник: PlanetaSMI.RU