Андрей Мирошниченко,
руководитель Школы эффективного текста, автор книги «Когда умрут газеты»
Во многих сферах мы, действительно, догоняем Запад. Северо-атлантическое «сегодня» воспринимается как наше «завтра». Поэтому подходы Мердока вполне считались ориентирами для российских последователей. В этой логике следовало бы ожидать распространения у нас и методов добычи закрытой информации. Даже несмотря на то, что Мердок на них обжегся (у нас бы не обжегся). Мы с этими методами уже знакомы, но массового применения они не получили.
Для достижения того уровня изощренности желтой прессы, который есть на Западе, у нас, видимо, просто не хватит времени. Догоняя, мы лишены запаса истории на выработку технологий. Мы пропустим этап созревания платного рынка «желтой информации», как пропустили, например, в финансовой сфере такой инструмент, как бумажные чеки, сразу переняв пластиковые карты.
Абсолютно нет ощущения, что для российской желтой прессы платный скандальный эксклюзив является фактором экономического успеха. Массовые издания делают свои тиражи и без оплаты за получение информации. Конкуренция между ними еще не дошла до того уровня, когда надо покупать скандальные фото или документы. Преодолеть этот порог смогли, видимо, только издания Габрелянова, что и сделало их лидером в этом сегменте. Остальных устраивает уровень «бытовой желтухи» и та звездная «клубничка», которую подкидывают сами звезды. Точнее, этот уровень устраивает их аудиторию.
На новый уровень они не выйдут, не успеют. Второго Габрелянова, скорее всего, не будет. Потому что вызревает новый поставщик всякой и любой скандальной информации – интернет. Его «цветовая гамма» настолько обширна, что какой-то своей частью он всегда будет желтее любой желтой газеты. Нет ни потребности, ни возможности платить за добычу скандальной информации, потому что в интернете она растет сама. Стихийно, где попало, безо всяких огороженных клумб. И так же стихийно распространяется. Кто сумеет брать (и платить) за это деньги? Это распределенная среда, в которой не может быть экономических субъектов, покупающих и перепродающих скандальную информацию.
В интернете посредник устраняется. Посредник нужен будет только для скандальных сливов. Но в технологии сливов бизнес-модель другая – там платит заказчик, а не перепродавец. Поэтому, видимо, медийный рынок покупки и продажи скандалов созреть на газетной основе у нас не успеет. А на цифровой основе он не создаст для СМИ преимуществ, достаточных для бизнеса. Причин много и одна из них – невозможность защитить в интернете коммерческий эксклюзив. Другая причина – случайный автор скандальной информации вполне может быть удовлетворен славой. И ему надо торопиться, а не торговаться, пока скандальный факт не протух и не утащен другими. Потому что в этой среде доступ к авторству открыт всем. Промедлил – и уже не автор.
Так что прогноз по поводу рынка «папарацци» на отдаленную перспективу таков: скандальная информация будет бессмертна, но бесплатна для ее поставщика. Исключая те случаи, когда «папарацци» работает по заказу каких-то очернителей, пиарщиков и прочих политтехнологов.
Источник: Школа эффективного текста