Свобода цифрового мира позволит сделать работу органов государственной власти прозрачной и демократичной. Господи, какая чепуха!» — Клиф Стоил (Cliff Stoil), Newsweek, 27 февраля 1995 г.: «Интернет, вздор!»
Автор: Майк Хани (Mike Haney),
эксперт журнала Bulletin
Я часто использую эту цитату в презентациях о развитии цифрового рынка. Она помогает мне и слушателям понять, как быстро мир вокруг нас меняется. В 1995 году мало кто верил, что мир действительно может так сильно зависеть от Интернет. Сегодня похожую тенденцию мы наблюдаем вокруг планшетных компьютеров. Будущее подобных устройств разделило медиасообщество на два лагеря: по одну сторону баррикад засели неукротимые энтузиасты, по другую — несокрушимые скептики.
Давайте постараемся разобраться в этом вопросе. Начнем с условий задачи. На сегодняшний день планшетный компьютер от Apple , он же iPad – наиболее популярное устройство в своем классе. На момент написания статьи прошла информация, что с момента появления планшетника (около полутора лет назад) продано 25 млн устройств. Таким образом, iPad ’ов на рынке сейчас больше, чем устройств на операционных системах Android или Blackberry . Другие устройства мы рассматривать не будем, поскольку их доля рынка ничтожно мала, и не представляет интереса для массового продукта.
По популярности iPad удалось переплюнуть даже такого лидера, как iPod . В базе данных Apple содержится информация о 250 млн банковских карт пользователей, а количество загруженных приложений уже давно перевалило за несколько миллиардов. Данные свидетельствуют, что мы прошли точку невозврата, сегодня вряд ли кто-то сможет сказать, что iPad не приживется на рынке. Через пять лет первое поколение iPad будет смотреться архаично, и его можно будет смело отнести в музей. Уже совсем скоро планшетные устройства с тачскрин-экраном, беспроводным Интернетом, поддерживающие приложения, прочно войдут в наш уклад жизни. Они станут такой же неотъемлемой ее частью, как MP 3-плеер, телефон, компьютер и даже телевизор если хотите.
Но какая судьба уготована издателю в этом будущем? Давайте рассмотрим процесс создания журнала.
Итак, постараемся ответить на вопрос: что делает издатель? В первую очередь он создает высококачественный тематический контент для целевой аудитории. Как правило, процесс создания и распространения контента оплачивает рекламодатель, который в свою очередь хочет донести до аудитории журнала рекламное сообщение. С этой точки зрения, ценность высококачественного, тематического контента в переполненном информацией цифровом мире вырастет в разы. Доверие к бренду издателя станет фундаментом будущего процветания журнального бизнеса. Поскольку стоимость входа на рынок масс-медиа упала практически до нуля. Любой студент может создать собственный цифровой журнал для iPad и выложить его в AppStore .
Конечно, подобная логика вовсе не означает, что издатели должны бросить бумажный журнал и сконцентрироваться на разработке цифрового издания для планшетного компьютера. Я лишь хотел сказать, что игнорировать вышеупомянутые процессы – очень плохая идея. История знает немало примеров, когда либо из-за боязни, либо из-за высокомерия издатели игнорировали Интернет. Ну и где эти компании сейчас?
Итак, что же вы должны делать сегодня, чтобы не упустить инициативу завтра? Экспериментировать, начинать новые проекты — вот о чем должен думать каждый, кто работает на медиарынке. Как сказал глава Шведского издательского дома с 200-летней историей Джонас Бониер ( Joans Bonier ): «Когда бежишь первым трудно не споткнуться, главное быстро и дешево встать».
Цифровой журнал требует от нас, что бы мы постоянно экспериментировали, только так можно накопить достаточный опыт, знания и научиться создавать поистине великие шедевры. Платформа для создания цифровых журналов Mag + разрабатывалась командой редакторов и дизайнеров совместно с экспертами цифрового рынка. Этот тендем активно внедрял новые подходы и способы к разработке и дизайну журнала. Прежде чем семена удалось отделить от плевел, понадобилось два месяца постоянных экспериментов и инноваций. Работа над платформой началась до появления самого iPad , но это не помешало двигаться вперед. Из картона был вырезан шаблон по форме сопоставимый с планшетником, его наложили на экран монитора… Такой псевдо планшет позволял разработчикам оттачивать элементы дизайна, оптимизировать просмотр видео-роликов и т.д.
Как результат, когда глава Apple Стив Джобс ( Steve Jobs ) в январе 2010 года анонсировал устройство, разработчики Mag + уже знали основные параметры верстки и особенности дизайна при оцифровке журнала. С помощью этой платформы был оцифрован один из первых журналов для iPad – Popular Science Plus . Первый номер издания разошелся тиражом в 20 000 копий, стоимость цифрового журнала составляла $4,99. Таким образом, чистый доход от продаж составил около $70 000.
После создания Mag + стало ясно, что дальнейшее улучшение цифрового журнала немыслимо без синхронизации платформы с inDesign (специализированная программа для верстки бумажного журнала). Причем, для оптимального результата дизайнер, работающий с контентом, должен моментально видеть верстку на экране планшетника. Программа для компиляции была создана, она позволила дизайнерам, нажав одну кнопку, полистать цифровой журнал на планшетнике, и если что-то не так — снова вернуться в inDesign и внести коррективы.
Затем мы решили, что Mag + — это отличный повод начать собственный бизнес. Мы поняли, что программу можно улучшить, если ее будут использовать большое количество пользователей, которых можно привлечь в качестве бесплатных экспертов. Поэтому решено было разработать плагин к программе inDesign , и выложить его для бесплатной загрузки на сайте.
Каждый новый цифровой журнал, созданный с помощью плагина – один маленький эксперимент. Некоторые издатели с помощью этой программы создают целую серию журналов, другие довольствуются одним. Тем не менее, потихоньку рынок цифровых журналов обретает свои очертания, формируются правила создания контента и особенностей дизайна. Ниже я хотел бы рассказать о трех областях, на которые стоит обратить внимание любому издательскому дому при переходе в мир цифры.
Контент
Для издателя контент – та область, с которой начинается создание любого журнала. Несмотря на то, что журнал может вполне легально построить свой цифровой бизнес исключительно за счет перепечатки контента из бумажного журнала, я верю, что это далеко не все возможности цифры. К сожалению, мы еще не скоро увидим то время, когда большинство доходов издатели будут получать за счет цифровой активности. Поэтому не стоит упускать возможность разместить контент на цифровой платформе. Это отличная возможность сделать первые шаги на новом для себя рынке. Этот путь уже прошли такие журналы как Food Network и Popular Science , контент iPad -издания которых практически полностью копирует контент бумажного собрата. За последние четыре месяца продажи цифровых журналов принесли издателям более $600 000 чистого дохода, более 20 000 пользователей оформили цифровую подписку (каждая стоимостью от $10 до $14,99). Ну что ж, весьма не плохо для «первого шага».
Помните об одном из главных преимуществ экосистемы планшетного компьютера – стоимость дистрибуции журнала практически отсутствует. Как только вы вооружитесь удобной программой по оцифровке и собственным приложением в AppStore, перед вами откроются поистине безграничные возможности для проведения экспериментов. Создавайте новые продукты и выкладывайте их в открытый доступ, по реакции пользователей сразу станет понятно, приживутся они на рынке или нет. Если потерпели неудачу, беритесь за новый товар, и так далее.
Издатели должны тщательно проанализировать контент, который у них уже есть. В качестве примера приведу опыт журнала Popular Science. В настоящее время ведется разработка спецвыпуска, который собран из архива за последние 138 лет. Спецвыпуск выйдет под громким заголовком «50 сумасшедших идей в авиации». Это удачный пример вторичного использования контента. Кроме того, сейчас у издателя появилось дополнительные возможности — он может интегрировать в журнал аудио-, видео- и другой мультимедийный контент.
Креатив
iPad — поистине безграничное поле для инноваций. На самом деле только опыт поможет издателю понять как должен выглядеть тот или иной журнал по ту сторону экрана планшетного компьютера. Обладая опытом разработки цифровых журналов, хочу поделиться с читателем парой приемов.
Не разочаровывайте читателя. После того как вы утвердите дизайн и верстку журнала, создайте подробную инструкцию по пользованию приложением, из которой ваши читатели узнают, как перелистывать страницы, какую кнопку надо нажать, что бы получить дополнительную информацию о предмете статьи, как проигрывать видео и т.д.
Откажитесь от сложной навигации по контенту, не делайте блоки в журнале похожими на кнопки. Читатели любят использовать тач-скрин, если они нажмут на объект, по форме похожий на кнопку, и ничего не произойдет, они будут разочарованы.
Помните, экран планшетного компьютера – вовсе не бумажная страница. У iPad есть черная рамка, его стоит воспринимать скорее как окно в другой мир. Об этом ни в коем случае нельзя забывать при разработке цифрового журнала.
Некоторые эксперты полагают, что пользователи планшетных компьютеров не любят читать объемные статьи, им гораздо приятней смотреть видео. Возьмите это на вооружение! Сделайте контент мультимедийным, пусть на страницах будут видео-вставки, или элементы игры или еще что-нибудь.
Цифровой журнал New Yorker – самый скучный цифровой журнал, он ни чем не отличается от бумажного аналога. Но целевая аудитория любят его именно за эту особенность. Принимая решение о том, как должен выглядеть ваш журнал, вы должны тщательно проанализировать потребности своей целевой аудитории.
Помните, что доходы цифрового журнала состоят из двух частей. Первая поступает от продажи журнала, вторая — от размещения рекламы. Создав цифровой журнал, позаботьтесь о сборе статистики. Подобных программ на рынке довольно много, они позволят вам лучше понять какой контент нравится пользователям, какие баннеры они «кликают» и т.д.
Цифровой журнал – возможность по-новому взглянуть на взаимоотношения с рекламодателем. Подумайте, может быть имеет смысл предложить одному из них стать спонсором спецвыпуска, или может быть попробовать совместно продавать рекламу. В любом случае, тут есть поле для маневра. А как мы выяснили, экспериментировать придется много.
С точки зрения дохода, могу сказать, что цифровой журнал не должен быть бесплатным. Предоставлять подписчикам бумажного журнала цифровой в качестве подарка — не правильно. Таким образом, вы поддерживаете старую бизнес-модель за счет угнетения новой. Это абсолютно разные товары, и у каждого своя потребительская ценность. Если мы хотим, что бы цифровой журнал начал приносить существенный доход, то не стоит рассматривать его в качестве затратного проекта, который живет за счет финансирования. Даже сейчас на рынке достаточно удачных примеров, которые потихоньку приносят прибыль за счет правильного позиционирования, маркетинга, аудитории и т.д.
Не спорю, что ответы на эти и многие другие вопросы найти не просто. К сожалению, еще не придумали одной таблетки от всех болезней. Переход в мир цифры кажется страшным и затратным, но он так же сулит новые эксперименты, новых читателей и рынок. И потом, не забывайте цифровой мир – наше будущее.
***
Клиф Стоил в далеком 1995 году ошибся, сказав, что Интернет – чепуха. Время расставило все на свои места. Сегодня пренебрежительно относясь к цифровому журналу, вы можете выбить фундамент из будущего вашего издания.
Источник: PlanetaSMI.RU