Портал PlanetaSMI.RU попросил директора по продажам ЗАО «МДП МААРТ» Григория ЕВТУШЕНКО, как одного из людей, стоявших у истоков возникновения рынка распространения, поделиться своими воспоминаниями.
— Почему 20 лет назад своим местом работы вы выбрали именно рынок распространения печатной продукции, ведь в 90-х, особенно в Москве, стали появляться кооперативы, занимающиеся различными направлениями?
— В 1992 году я работал в конструкторском Бюро химического машиностроения. Платили, мягко сказать, мало. Как раз в это время ныне известные всему рынку Дмитрий Мартынов и Андрей Панов создали фирму, которая потом стала именоваться «Логосом». В нее пошли работать мои друзья по Московскому энергетическому институту, устроилась туда и моя жена, Екатерина Евтушенко, которая в тот момент заканчивала Плехановский институт. В августе, в фирму пришел работать и я. Тогда у «Логоса» не было своего помещения. Мы сидели в помещении туристического клуба на Смоленке. Но уже тогда фирма насчитывала около 12-13 торговых точек, которые располагались на станциях Московского метрополитена. А через некоторое время их количество увеличилось уже до 20.
Наше рабочее утро начиналось с того, что мы на своих плечах — в полном смысле этого слова — мы разносили по точкам газеты, журналы, книги, ставили раскладные столики и выкладывали продукцию.
— А что нужно было для того, чтобы вот так, поставив столик на станции метро, открыто торговать периодикой?
— Нужно было получить разрешение на торговлю от Московского метрополитена.
— Как это происходило?
— Достаточно интересно. Фирмы-распространители, которые имели в метро торговые точки, прежде чем идти продлевать такое разрешение, договаривались между собой и документы подавали сообща. Иногда договориться удавалась, иногда нет. Тогда кто первый пришел, тот и получил. Но в основном удавалось договориться.
— Григорий Владимирович, к акая печатная продукция, представленная вашей фирмой, пользовалась наибольшим спросом?
— У нас сложились хорошие отношения с Домом православной книги, в оптовой лавке которого, при храме на Пятницкой улице, мы брали на реализацию православные издания. Интерес к этой теме был очень большой. Бестселлером по тем временам были и «Воспоминания маршала Жукова».
— А какие газеты были популярны в начале 90-х годов?
— «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Собеседник», «Частная жизнь», «День», «Советская Россия», «Народная газета». Ну, и конечно «Спид-Инфо».
— Существовал ли потолок повышения цены на печатный продукт?
—Конечно. Но, некоторые продавцы, совершенно не стесняясь, ставили свои цены. Скажем, цена книги 10 руб., она хорошо расходиться, и продавец выставляет ее за 20 руб., а то и за 30! Все равно разбирали! А разницу кладет себе в карман. Конечно, с этим мы боролись, но не всегда на это хватало сил и времени.
— Григорий Владимирович, как строились отношения между распространителями и редакциями? Как происходил взаиморасчет, были ли возвраты тиражей или нет?
— Непроданный тираж в редакцию не возвращали. Все уходило в деньги — «купил-продал». Оплата за тираж происходила прямо в редакции по факту получения тиража. Правда, через некоторое время появилось такое понятие, как отсрочка платежа за полученную продукцию. Например, за товар платили не все 100%, а 70%, и через три дня еще оставшиеся 30%.
— Назовите крупных оптовиков с которыми вы работали?
— Наверное, самая мощная фирма была «Сатис», через которую «прокачивались» просто безумные тиражи. Были и еще несколько фирм поменьше.
А в декабре 1992 года и «Логос» открыл оптовый магазин на Баррикадной. Буквально через три-четыре месяца этот магазин встал в ряд крупнейших оптовиков в Москве. Очереди были безумные, но и мы старались – чтобы люди не стояли долго.
— В середине 90-х годов компания «Логос» начала выходить на оптовый рынок. Как это происходило?
— У компании появился свой центральный офис, склад и около 12 оптовых магазинов – сначала взятых в аренду у «Паблик-Пресс», а потом и своих. Директором одного из которых я и стал. Вернее сказать, сначала я был директором небольшой палатки, которая находилась она на углу здания «Известий» и называлась «Тверская». Со временем эта палатка уже перестала справляться с огромным потоком людей, которые с утра выстраивались в очередь за печатной продукцией. Поэтому был построен магазин под названием «Пушкинский». Располагался он во дворе типографии газеты «Труд» в Настасьинском переулке. Потом «Логос» заключил договор аренды помещения с математическим факультетом Педагогического института, который находился на Краснопрудной улице, недалеко от универмага «Московский». Разместились мы в бывшей раздевалке, cделали ремонт, поставили стеллажи. И пошла работа…
— Сколько распространителей печатной продукции в день обслуживал магазин?
— Более пятисот человек. И если учесть, что каждый набирал где-то 20-40 наименований и приходил в магазин несколько раз в день, можно себе представить каков был оборот. Для того, чтобы хоть как-то разгрузить магазин, во дворе мы поставили тонар для выдачи ежедневных изданий. И параллельно стали искать новое помещение.
— Нашли?…
— Да. Прямо напротив был книжный магазин, половину которого нам отдали под оптовый магазин. Магазин существует и сейчас, но уже принадлежит компания «Сейлз».
Однако очень скоро мы опять были вынуждены искать новое здание, которое нашли за Казанским вокзалом. Там, на территории завода, находился заброшенный цех, внутри которого и был построен наш новый магазин.
— Григорий Владимирович, вы сказали, что магазину из-за огромного наплыва распространителей, которые выстаивались в очередь еще перед открытием, приходилось постоянно искать новые помещения. Такое количество народа да еще с пачками газет не вызывало недоумение у представителей местных властей?
— Один раз такая популярность у распространителей заставила нас изрядно поволноваться. Вот построили магазин на Красносельской. Все вроде было хорошо, обороты росли. Но тут неожиданно проходит мимо глава управы, видит огромное скопище людей, заходит внутрь, интересуется, что здесь происходит и просит предъявить ему все необходимые документы. А у меня только ксерокс договора на аренду помещения… В трехдневный срок, к удивлению главы управы, я собрал все необходимые документы, начиная от санэпидстанции и пожарников и получил разрешение на торговлю…
— В середине 90-х прошло акционирование «Союзпечати», старили появляться новые распространители, как розничные, так и оптовые, возникли новые издания. Можете назвать самых крупных игроков издательстко-распространительского рынка?
— Самыми крупными оптовиками были «Логос», «Паблик-Пресс», «Сегодня-Пресс» и «Ода». А мощные газеты — «Спид-Инфо», «Авторевю», «Частная жизнь», «Мистер Икс» — обеспечивали им прекрасный оборот.
— Как, на каких условиях, в середине 90-х строились взаимоотношения между издателями и распространителями?
— В 94-95 годах ситуация менялась стремительно. Все было поставлено на поток — через оптовые магазины, через отправку по ж/д. В регионах образовались мощнейшие фирмы — «Сегодня-Пресс-Воронеж», «Фрам» (сейчас АРПИ «Сибирь»), «Нева-Пресс» в Санкт-Петербурге, «Владпресса» во Владивостоке и многие другие. И рынок распространения поменялся кардинально. В изданиях начала появляться реклама. Следом за издателями за рекламными деньгами потянулись и распространители. Они тоже решили получить свой «кусок рекламного пирога» и начали продавать места в своих торговых точках издателям. Хочешь попасть на лобовое стекло киоска — плати.
— Как вы считаете — что же ждет российский рынок распространения в ближайшие пять лет?
— Укрупнение сетей, которые уже сегодня мы наблюдаем на примерах «Роспечати», «АРИА-АиФ», «Альянс-Пресс», недавнего слияния «Сейлс» и «Пресс-Экспо».
Рынок будет идти к укрупнению, и никуда от этого не деться. Конечно, будет увеличиваться отток читателей в интернет.
А впрочем, поживем, увидим. Время интересное, и чем дальше, тем все интересней…
Татьяна Сорокина
Источник: PlanetaSMI.RU
Григорий Евтушенко, МААРТ: Рынок распространения ждет укрупнение сетей
Формирования российского рынка распространения печатной продукции приходится на начало 90-х годов прошлого столетия. Тогда еще мало кто мог предугадать каким он станет через 20 лет, и что его ждет в будущем.