"КИТ Финанс" выходит из печатного бизнеса

Издательский дом Creative Media, контролируемый инвестбанком "КИТ Финанс", осенью может прекратить существование. В июле ИД продал одни из своих самых успешных журналов ("Женские секреты", "Похудей!" и "Приготовь!") и ищет покупателей на оставшиеся бренды. С поста гендиректора Creative Media уже ушла основательница ИД Ирина Силаева.

"КИТ Финанс" выставил на продажу непрофильные активы, в том числе ИД Creative Media, после того, как столкнулся с проблемами в основном бизнесе (см. "Ъ" от 24 сентября 2008 года). Как рассказали источники, близкие к ИД и "КИТ Финансу", владельцы Creative Media пытались найти покупателя на весь бизнес целиком, но это не удалось. По словам собеседников "Ъ", в июле были закрыты сделки по продаже трех журналов. Покупателем "Женских секретов" выступил ИД "Бонниер Пабликейшнз" (входит в шведскую медиагруппу Bonnier; издает в России журналы "Гастрономъ", "Садовник", Science Illustrated и др.), а журналы "Похудей!" и "Приготовь!" приобрел ИД "Эдипресс-Конлига" (входит в швейцарский холдинг Edipresse Group; издает в России журналы "Самая", "Кулинарный практикум", "Мама, это я!" и др.). В компаниях-покупателях подтвердили эти сделки, не раскрыв сумму. По оценке исполнительного директора ИД Родионова Александра Зотикова, стоимость каждого из журналов не превышает нескольких сотен тысяч долларов.

В настоящий момент ведутся переговоры о продаже еще одного из журналов Creative Media, говорит источник, близкий к ИД. По его словам, уже с сентября после того, как все привлекательные активы будут проданы, издание остальных журналов, скорее всего, прекратится. Другой источник, близкий к акционерам Creative Media, настаивает, что окончательное решение пока не принято.

ИД Creative Media (ЗАО "Креатив Медиа") основан в 2006 году. Принадлежит примерно на 70% банку "КИТ Финанс", остальное — у бывшего гендиректора Axel Springer Russia Ирины Силаевой (до июля 2011 года была гендиректором Creative Media; сейчас ее должность занимает Дмитрий Попов). По данным участников рынка, общие инвестиции в издательский дом с момента основания составили $8-10 млн, большую часть средств вложил "КИТ Финанс".

Инвестбанк финансировал Creative Media через кредиты, рассказали собеседники "Ъ". Полностью расплатиться по задолженности перед акционером ИД не мог. По данным "СПАРК-Интерфакса", компания работала в убыток: в 2008 году при выручке в 147,177 млн руб. чистый убыток достиг 106,5 млн руб., а в 2009-м при выручке в 141,089 млн руб. убыток составил 58,038 млн руб.

Проданные "Бонниер Пабликейшнз" "Женские секреты" были наиболее популярным изданием Creative Media. По данным TNS Russia за декабрь 2010 — апрель 2011 года, средняя аудитория одного номера журнала среди городского населения старше 16 лет в России составляла 1,02 млн человек. Для сравнения: у ежемесячного журнала "Лиза. Добрые советы" (ИД "Бурда") — 2,96 млн., Cosmopolitan (Sanoma Independent Media) — 6,67 млн.

Среди оставшихся у Creative Media журналов — "Личный бюджет", "Секреты здоровья", Better Homes and Gardens и "Женские советы". В последней волне измерений TNS Russia присутствует только последний из этих журналов, его средняя аудитория в России оценивается в 913,3 тыс. человек. Среди изданий Creative Media нет сильных брендов, считает президент издательской группы Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. "Большинство их журналов нечетко позиционированы, поэтому они оказались, с одной стороны, недостаточно популярны, чтобы соревноваться с лидерами, а с другой — недостаточно нишевыми, чтобы привлечь особую аудиторию и рекламодателей",— поясняет он. Creative Media выходил на уже сложившийся рынок женских журналов, но не смог закрепиться на нем, так как не сумел предложить ничего радикально нового, согласен господин Зотиков.

Павел Белавин
Источник: КоммерсантЪ