- Более ста региональных издателей собрались в Архангельске на очередной саммит. В сравнении с другими регионами, как, на ваш взгляд, выглядит рынок медиа в регионе? В чем специфика местного медиабизнеса?
Алексей ЛИПНИЦКИИ:
- Региональному издателю сложно сравнивать: для этого надо знать ситуацию за пределами своего региона. Поэтому, собственно, члены АНРИ и встречаются всякий раз в разных концах страны.
Думаю, Архангельск и Северодвинск привлекли гостей не столько белыми ночами и почти не заходящим в эти дни солнцем, сколько желанием поближе познакомиться с Издательством добрых газет "Северная неделя" -об успешном опыте Вячеслава Белоусова "Журналист" рассказывал неоднократно. Именно благодаря им Северодвинск известен издательскому сообществу страны.
Почему в период кризиса издательство только наращивает количество своих издательских проектов? Как удается ему сдерживать от падения свои многотысячные всероссийские тиражи и осваивать интернет-пространство?
Архангельская область с точки зрения издателя - огромная, больше Франции - территория, с неразвитой инфраструктурой, с закрывающимися сельскими почтовыми отделениями, все растущими тарифами на перевозку. При невозможности для издателей создать на огромной территории реальную альтернативу умирающей почте, при экономии средств на командировки, областные газеты по факту превращаются в "городские газеты областного центра", а о новостях глубинки журналисты все больше пишут по итогам губернаторских пресс-конференций.
Не исключаю, что на формирование медиасреды областного центра в свое время оказало влияние невероятное количество высокотиражных (для Архангельска это примерно 75 тысяч экз.) бесплатных рекламных газет. При этом общественно-политические издания, растерявшие к тому времени свои тиражи, оказались перед лицом потерь еще и на рекламном фронте. В Северодвинске даже всерьез обсуждалась идея законодательно запретить бесплатные рекламные издания, распространяющиеся по почтовым ящикам, приравняв их к спаму. Однако часть читателей вступилась за рекламные бесплатники. Так или иначе, при еженедельном заполнении почтовых ящиков пачками рекламных газет в регионе нет газеты, претендующей на роль ярко выраженного лидера влияния. Некогда ежедневная "Правда Севера", тираж которой за почти 100-летнюю историю достигал 150 тысяч экз., ныне выходит дважды в неделю тиражом, не превышающим 25 тысяч. Сегодня и такой тираж можно счесть за счастье, если бы не очевидная ангажированность новых хозяев издания, не так давно выкупивших доли у номинальных владельцев -сотрудников редакции.
Еще один фактор деформации рынка - бюджетные вливания. Достаточно сказать, что расходы областного бюджета на агентство по СМИ в нынешнем году выросли вдвое и превысили 160 млн. рублей. Понятно, что к "поддержке СМИ" это имеет весьма отдаленное отношение. Попытки различных ветвей власти удержать в своих руках информационные ресурсы приводят к появлению за счет налогоплательщиков новых нерыночных медиапроектов. "Чтобы спасти газеты, их надо... перестать финансировать" - этот парадоксальный вывод уже звучал на прошлых встречах издателей, привыкших зарабатывать на интересе читателей, а не "осваивать PR-бюджеты".
- Как общение с коллегами из регионов России повлияло на видение будущего, вас и ваших сотрудников?
Елена СВЕТЛИЧНАЯ:
- В течение трех дней участники саммита обсуждали тенденции развития отрасли, обменивались опытом, делились достижениями, рассказывали о проблемах. И хотя вопросам безопасности медиабизнеса в программе уделялось не особо много времени, эта тема была одной из значимых для редакций, которые занимаются освещением общественно-политических событий. Подогревал дискуссию недавний пример Ростовской области - типографию ИД "Крестьянин" закрыли после того, как она напечатала агитационные материалы оппозиционной партии. Под предлогом несоблюдения норм противопожарной безопасности работа предприятия была приостановлена на три месяца. ("Журналист" писал об этом в прошлом номере). Дело получило широкий резонанс, в том числе благодаря членам АНРИ, которые поддержали коллег и распространили информацию о неправомерных действиях контролирующих органов, обратились с письмом к губернатору Ростовской области.
Поддержка коллег в таких ситуациях является, пожалуй, самым эффективным способом противостояния беззаконию власти. Многочисленные отклики на событие в Ростовской области по всей стране стали большой неожиданностью для руководства региона. С обращением к президенту Дмитрию Медведеву выступила даже Всемирная ассоциация газет и издателей новостей (WAN-IFRA), Всемирный форум редакторов.
Прокуратура выявила, что во время проводимой сотрудником Госпожнадзора проверки были допущены грубые нарушения законодательства. А 3 июня областной суд отменил наказание в виде приостановления работы типографии, заменив его штрафом в 10 тысяч рублей. Такой поворот дает основания полагать, что оснований для трехмесячной блокады типографии не было.
"Пожарная тревога" наряду с налоговыми и прочими проверками контролирующих структур, не связанными с профессиональной деятельностью журналистов, - наиболее эффективный способ давления на СМИ. Привлечение журналистов к ответственности за публикацию статей неблагоприятно отражается на имидже власти. Хотя и такая практика искового судопроизводства не имеет тенденции к сокращению. Об этом на саммите говорил адвокат, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной ассоциации "АГОРА" Рамиль Ахметгалиев.
- Какой издательский опыт показался вам наиболее интересным? Почему? Что вы могли / хотели бы внедрить у себя?
Алексей ЛИПНИЦКИЙ:
- Думаю, пока всех волнуют два важнейших направления - многогранное влияние на наш бизнес цифровых технологий и так называемый "пользовательский контент". Мы учимся на чужих ошибках и одновременно ведем с западными коллегами споры о том, планшетники или мобильные платформы станут основным средством доставки информации до современного читателя.
Как пример в рамках программы саммита коллега из шведской газеты "V sterbottens Kuriren" рассказал, как в Швеции пытаются "монетизировать" интернет-проекты, т.е. получать доход вопреки уже сложившейся привычке интернет-пользователей всё из всемирной паутины получать бесплатно. В этой редакции изобрели "рюкзак универсального журналиста", позволяющий одному репортеру не только брать интервью, но вести фото- и видео- съемку, монтировать готовые сюжеты без помощи оператора, фотографа, осветителя, монтажера.
В Краснодаре изобретательно используют приемы "народной журналистики", поставив на службу обычные SMS-сообщения читателей. После их публикации трубка редакционного телефона нередко накаляется от высокопоставленных звонков: "глас народа" дает работу прокуратуре и судам.
- Как вы оцениваете будущее газет? Каким видите взаимодействие интернета и печатной прессы?
Алексей ЛИПНИЦКИЙ:
- Самая читающая страна, граждане которой каждую осень откладывали с получки, чтобы выписать, в среднем, четыре издания на семью - от "Мурзилки" до "Правды", осталась в прошлом веке. Социологи свидетельствуют: слово "подписка" у нынешней молодежи ассоциируется с чем угодно, но только не с прессой. Сегодня самая растущая возрастная категория пользователей интернета - те, кому за 45. Медиаэксперты соревнуются, кто точнее назовет день и час, когда будет подписана в свет последняя в мире газета.
В 2002 году, путешествуя с коллегами по редакциям американских газет от Вашингтона до Калифорнии, мы с опаской спрашивали, не мешает ли им интернет. И облегченно вздыхали, услышав, что первоначальные тревоги издателей не оправдались: поток безумных инвестиций в интернет-проекты приостановился, миллионные тиражи газет стабильны, а интернет-версии газет популярнее и, как побочный продукт, экономически выгоднее новых информационных порталов. Однако сегодняшние сообщения с "медиа-фронтов" США куда тревожнее - единовременные увольнения тысяч газетчиков, обвальные падения тиражей. Все это не дает повода для благодушия - мол, какой интернет в Нижней Пёше, наш преданный читатель по-прежнему ждет у калитки почтальона с районной газеткой.
Мне кажется очень важным, что у прессы, теряющей доверие (коллегам не надо объяснять, почему) появился серьезный конкурент, он же - союзник и инструмент. И сегодня мы уже не столько боремся за увеличение бумажных тиражей - они увеличивают расходы, мы боремся за своего совокупного читателя, за его внимание, за авторитет и доверие. Создавая свои интернет-продукты, мы плюсуем (а не отнимаем!) новых читателей, которых дает интернет, социальные сети, электронная подписка, Твиттер. Собственно, об использовании разнообразных инструментов интернета очень много говорили на саммите.
Журналистам и издателям сегодня приходится отстаивать свое профессиональное право на информирование общества, хотя общество, не всегда довольное ангажированностью, а подчас и откровенным враньем прикормленных чиновниками газет, уже готово перейти на "самообслуживание", голосуя своими "кликами" в Сети за самостийных правдорубов-блогеров и далекие от профессионализма, зато искренние и честные видеоролики...
- Какова история создания вашего издательского дома?
Алексей ЛИПНИЦКИЙ:
- Со времени, когда увидел свет первый номер "АВТОгазеты", адресованной перспективной и растущей армии автовладельцев области, прошло почти 15 лет. Перед глазами, простите за невольный каламбур, был удачный пример "Дачной", созданной руководителем северодвинского Издательства добрых газет Вячеславом Белоусовым. Мы также во главу угла поставили интерес определенной целевой группы читателей и, формируя свою команду, последовательно занимали все новые свободные ниши. Так, в 1998 году появился "Бизнес-класс Архангельск" - еженедельная деловая газета для предпринимательского сообщества, затем - областной еженедельник для пенсионеров "Домашняя жизнь" и глянцевый журнал-каталог для молодоженов "7 мостов". Уверен, что похожую линейку изданий можно отыскать и у других издательских домов страны. Сегодня три из четырех наших изданий интегрированы с соответствующими интернет-проектами. Три из четырех изданий с момента создания распространяются бесплатно - строго с учетом целевой аудитории - соответственно - на АЗС, адресно по офисам и бизнес-центрам, в загсах при подаче заявления. От первоначальных комплексов по этому поводу мы избавились, когда поняли, насколько такая система страхует нашу независимость от ненадежного почтового "партнера" и колебаний рынка, от затрат, связанных с администрированием подписки. Своя служба доставки и поддерживаемая ею база распространения позволяют доставлять не только свои издания, но и выполнять сторонние заказы. Несложно представить, насколько проще собрать с сотни рекламодателей по 10.000 рублей, чем с миллиона потенциальных подписчиков по рублю. Рекламодателям мы гарантируем стойкое внимание интересующей их аудитории. А читателям все эти годы неустанно доказываем, что бесплатная газета - не "сыр в мышеловке". Каждой статьей. Каждым номером.
Юлия Варыга
Источник: Журналист