Юрий Вдовин, заместитель председателя общественной правозащитной организации "Гражданский контроль":
– Наша власть изо всех сил стремится зажать всем рот, иногда – под видом борьбы с экстремизмом. Думаю, введение системы поиска Роскомнадзора к выборам не имеет никакого отношения. При этом то, что на самом деле называется экстремизмом, свободно проявляется в Интернете – и искать не надо. Например, запрещенный экстремистский фильм "Россия с ножом в спине" – десятки сайтов показывают его в онлайн-режиме. А властям до этого дела нет, так как ищут не экстремистов, а способы оказать давление на людей, которые плохо отзываются о "любимой" власти. В первую очередь, пострадают от нового проекта Роскомнадзора те СМИ, которые проявляют критическое отношение к существующему режиму.
Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812":
– В первую очередь, надо посмотреть, как на практике будет действовать эта поисковая система. Если говорить о причинах введения, то у нас все с чем-то связано: возможно, этот проект Роскомнадзора и имеет отношение к грядущим выборам. И чем оппозиционнее СМИ, тем больше вероятность, что они попадут под удар. Ничего особенного тут нет, надо аккуратнее писать.
С высказанными комментариями отчасти можно согласиться: от нашей власти, как показывает жизнь, можно ожидать разных сюрпризов, в том числе и затягивание шнурка на шее независимой журналистики. Но если оторваться от наших сиюминутных болячек и посмотреть на проблемы экстремизма и бандитизма, проявляющиеся в социальных сетях, то надо признать, что российская власть ведет себя здесь робко, непоследовательно и неквалифицированно. Решение Роскомнадзора я бы разделил на две части: о контроле за печатными СМИ и о контроле за публикациями в Интернете.
Что касается Интернета и, конкретно, социальных сетей, то нашей власти следовало бы поучиться у западных коллег. Так, полиция Нью-Йорка совсем недавно создала целое подразделение для отслеживания публикаций в социальных сетях с исключительной задачей выявления преступных замыслов и сговоров. Это подразделение мониторит в постоянном режиме различные социальные сети, в том числе Facebook и Twitter, и благодаря этому предупреждает конкретные преступления.
Такие же механизмы задействованы в Великобритании, которая уже почувствовала опасные проявления возможностей социальных сетей. Тихая добрая Англия была потрясена многотысячными бандитскими нападениями на магазины, офисы и др. Но изучая социальные сети, здесь стали получать положительные результаты: в прошлый понедельник правоохранительные органы Британии арестовали 16-летнего подростка, который в соцсети Facebook призывал устроить погромы в Глазго.
Возможностями социальных сервисов пользовались и участники революций в арабских странах. Администрация Facebook сама призывала оппозиционеров использовать возможности своего сервиса для распространения информации и объединения людей при сохранении их анонимности. С подобными заявлениями выступали также интернет-компании Google и Twitter.
Социальные сети в Интернете стали новым явлением человеческой цивилизации. Человек использует эту среду для реализации всех своих человеческих устремлений. И все, что есть в обществе, с его интеллектуальной и гуманитарной составляющей с одной стороны и уголовно-криминальной с другой стороны, все это вылилось в социальные сети.
В этом смысле и власть призвана найти свое место и свои механизмы для работы в новой среде. Боюсь показаться непонятым или не очень демократичным, но я бы высказался за необходимость неких полицейских механизмов в соцсетях для предупреждения любых деяний или публикаций, выходящих за рамки действующих законов страны. На дорогах есть дорожная инспекция, на реках – речная инспекция, воздушное пространство контролируется Росавиацией, морское движение регулируется соответствующими законами. В любой среде возможно хулиганство и преступления, и при этом уголовники и бандиты легко перетекают из среды в среду. Поэтому российская власть должна выработать соответствующие механизмы по контролю за публикациями и процессами в социальных сетях (тут Британия демонстрирует хорошие механизмы), согласовать эти механизмы с обществом и затем эффективно их использовать в работе в интересах того же общества. Но пока, к сожалению, российская власть в отношении социальных сетей в Рунете ведет себя робко и непрофессионально, скорее, занимаясь призывами и отчаянными заявлениями, чем реальной работой. А ведь когда-то надо и власть употреблять. Но вот сможет ли российская власть грамотно употребить власть в отношении социальных сетей – сказать трудно.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/38193.html)
Российская власть тушуется перед социальными сетями
В СМИ активно комментируются последние сообщения Роскомнадзора, он намерен запустить антиэкстремистскую поисковую систему в Интернете, которая будет проверять публикации в СМИ на соответствие законодательству. Сообщение невнятное и, я бы сказал, достаточно робкое. Но и оно вызвало бурную реакцию в средствах массовой информации. Эксперты рынка увидели в этом большую угрозу свободе слова в России, попытки обуздать независимые СМИ. Вот только несколько цитат: