Во Владивостоке прокуратура запретила мэрии сносить незаконные торговые точки

Ленинский суд Владивостока признал незаконным муниципальный правовой акт (МПА) №30, тем самым запретив администрации города осуществлять снос незаконных объектов торговли.

Общественные организации поддерживают такое решение, считая, что МПА №30 противоречит законодательству. Однако большинство предпринимателей не согласны с вердиктом суда, отмечая, что МПА был единственным действенным способом борьбы с незаконными киосками.

Ленинский суд удовлетворил иск Владивостокской прокуратуры в отношении администрации города о запрете сноса самовольно установленных объектов торговли. По мнению представителей прокуратуры, принимать решение о сносе торговых точек должен суд.

Действие МПА №30 прокуратура приостановила еще в июле «после многочисленных обращений предпринимателей».

Напомним, что согласно МПА «О порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, сноса самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Владивостока» мэрия была наделена полномочиями ликвидировать несанкционированные торговые точки на территории города. В итоге в столице Приморья было убрано более 400 незаконных объектов торговли. «Это киоски и палатки, у владельцев которых нет документов на аренду», — рассказали «Ъ» в пресс-службе мэрии. Согласно МПА, предпринимателям давали несколько дней на добровольный демонтаж их киосков, в противном случае лотки демонтировали силами подрядной организации, составлялись протоколы, владельцам выписывали штрафы.

Предприниматели Владивостока с решением суда не согласны. Невозможность борьбы с незаконной торговлей ставит под угрозу деятельность законопослушных бизнесменов, уверена предпринимательница Наталья Изотова. «У меня стационарная торговля, и к деятельности предъявляются очень жесткие требования. И по рекламе, и по пожарной безопасности, и по всему остальному. Меня постоянно проверяют. А некоторые люди поставили где попало шашлычку, которую никто не проверяет, и могут делать там все, что им заблагорассудится»,— отметила госпожа Изотова. Особенно, по ее мнению, остра проблема с точками быстрого питания. «Общепит не может работать без канализации, туалета и прочего, тем не менее во многих киосках этого нет. Все должны работать в соответствии с одинаковыми нормами»,— добавила предпринимательница.

Тем временем представители приморского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» удовлетворены решением суда, считая, что снос объектов торговли «уничтожит малый бизнес города». По словам зампредседателя организации Вячеслава Белолипецкого, у организации есть вопросы к методам, которые использовала администрация, массово уничтожая объекты торговли и услуг. «Катализатором для наведения порядка в сфере торговли стала необходимость облагородить гостевой маршрут к саммиту, а не стремление вывести ее «из тени» и привести в правовое поле»,— рассказал «Ъ» господин Белолипецкий. Он добавил, что далеко не все снесенные объекты находились «в тени». Часть из них вела деятельность на законных основаниях. «Изменения в сфере мелкорозничной торговли можно было провести, не уничтожая десятки объектов торговли.

Тем из них, кто был готов работать в правовом поле, нужно оказать помощь в надлежащем оформлении всех необходимых документов и позволить вносить вклад в экономику Приморья. С теми, кто не принял правила, необходимо разбираться законными методами, а не с помощью 30-го МПА, который местами противоречит федеральному законодательству. Сейчас же предприниматель практически не имеет возможности быть услышанным. Как результат, мы имеем большой объем бизнеса «в тени» и ущерб краевой экономике»,— добавил господин Белолипецкий.

В прокуратуре не комментируют решение суда. Мнения городской администрации «Ъ» также узнать не удалось. Однако по информации источника «Ъ» в мэрии, администрация Владивостока издавала распоряжения о сносе исключительно незаконных объектов и самовольных построек, которые «составляют недобросовестную конкуренцию честному бизнесу». «Процедура предполагает выявление подобного рода незаконных объектов, проверку правоустанавливающих документов на объект и землю, где он установлен, а также других документов, подтверждающих законность деятельности. Если объекты установлены с нарушениями действующего законодательства, они подлежат сносу в установленном порядке»,— подчеркнул источник. Он добавил, что были демонтированы те торговые точки, хозяева которых не имели документов на землю, на ведение торговли или другого бизнеса, а также необходимых сертификатов качества продукции.

Эксперты считают решение суда необдуманным и несвоевременным. Председатель общественного совета предпринимателей Приморья Марина Шемилина отметила, что предыдущие администрации практически не пользовались МПА №30 и только нынешняя мэрия начала активную работу по сносу незаконных строений. «Многие из объектов, предназначенных к сносу, установлены незаконно. Когда речь идет о незаконных строениях, нужно действовать решительно, поскольку эти ларьки, лотки и павильоны буквально заполонили город»,— считает госпожа Шемилина.

По ее словам, предпринимателям необходимо учиться работать в правовом поле. «Почему псевдопредприниматели, устанавливающие свои ларьки на каждом углу, считают, что сносить незаконные строения нужно только через суд? Зная нашу судебную систему, можно отметить, что этот процесс будет длиться годами. Мы несколько лет пытаемся выгнать незаконного предпринимателя, потом судебные приставы, наконец, убирают строение. А на следующий день этот «предприниматель» ставит ларек через пять метров от прежнего места, и все начинается снова»,— добавила эксперт. Госпожа Шемилина отметила, что предприниматели продолжат высказывать свою позицию через депутатов округов и администрацию города. «Мы уже несколько лет направляем письма с перечнем незаконных торговых точек, которые стоят возле магазинов — членов нашей организации, в городскую, краевую администрации и УВД Приморья. Мы готовы участвовать в проверках, поскольку законопослушному предпринимателю не нужна нездоровая конкуренция»,— заключила эксперт.

Олег Белов
Источник: КоммерсантЪ (Владивосток)