Главной темой, которая обсуждалась на заседании, стала новая ситуация, сложившаяся на рынке корпоративной подписки на периодику, связанная с тем, что ряд операторов рынка перешли на оплату подписных тиражей по факту поставки. Данная практика во многом связана с использованием Федерального закона РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 08.07.2005 года. Распространение положений данного закона на корпоративную подписку приводит к определенным проблемам. Недостатки и упущения закона применительно к институту корпоративной подписки, как известно, и ранее давали ряд негативных последствий. В данном случае, ряд операторов рынка стали применять механизм оплаты по факту поставки, что вызвало обостренную реакцию со стороны ряда издателей, подписных агентств и Почты России.
Существовавший до настоящего времени институт подписки при получении подписных денег на долгосрочный период (6-12 месяцев) позволял издателям планировать свою деятельность на данную перспективу, оплачивая в предварительном порядке полиграфические услуги, типографскую бумагу и т.д. Разрушение данного принципа лишает издателя такой возможности и ограничивает его деятельность в части размещения заказов на бумагу и типографские услуги. Издатель заинтересован в эффективном долгосрочном подписном механизме, т.к. это гарантирует ему устойчивость и стабильность.
Руководитель департамента ФГУП «Почта России» Князева О.В. проинформировала собравшихся о том, что в период проведения подписных кампаний на 2011 год были замечены существенные изменения на рынке корпоративной подписки. По мнению специалистов «Почты России», эти изменения обусловлены расширением возможностей альтернативных почте распространителей в оказании типовых услуг по подписке юридическим лицам в рамках Федерального закона РФ № 94-ФЗ от 08.07.2005 года. В частности, отдельные бюджетные организации при объявлении торгов на право заключения государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий включили в обязательные условия контрактов оплату подписных тиражей изданий по факту их поставки. По данным Почты России, на первое полугодие 2011 года было объявлено 395 таких тендеров, а на второе полугодие 2011 года их количество увеличилось до 700. По предварительным данным, подведенным Почтой России, на второе полугодие 2011 года 1,18% в суммарном выражении от каталожных сборов составляет доля контрактов с оплатой по факту, из которых 11% - доля контрактов с отсрочкой оплаты до 180 дней, 76% составляет доля контрактов, по которым оплата производится помесячно, остальные контракты оплачиваются по предоплате.
По мнению заместителя генерального директора ОАО «Агентство «Роспечать» Кокорева В.И., переход на оплату по факту поставки подрывает институт подписки, т.к. в этой ситуации подписка мало чем отличается от оптово-розничной торговли. Он подчеркнул, что издатели также как и распространители должны быть заинтересованы в росте подписки.
В ходе развернувшейся дискуссии, в которой приняли участие генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» Шадрин И.А., генеральный директор ООО «Агентство «Книга-сервис» Маленков С.Н., первый заместитель генерального директора ЗАО «Издательство «Российская газета» Беседина Н.А., директор отдела подписки ЗАО «Бизнеском» Новожилова Н.Ю., заместитель директора службы распространения ЗАО «Аргументы и факты» Кибец С.А. и другие, был высказан ряд предложений по внесению дополнений в Федеральный закон в части ужесточения требований к участникам аукционов и тендеров.
Без внесения данных поправок рынок корпоративной подписки может быть деформирован и разрушен, что нанесет непоправимый ущерб интересам государства и общества.
Пресс-служба АРПП