Ольга Никулина: Нас ждут большие перемены

О том, что такое Союз издателей и распространителей печатной продукции или выставка «ПРЕССА» старожилам издательско-распространительского рынка рассказывать не приходится. Они прекрасно помнят эти шумные и праздничные дни в 69-м павильоне ВВЦ, собиравшем под своей крышей представителей со всех регионов страны, каждый из которых не только демонстрировал собственные достижения, но и охотно делился опытом.

В те годы «ПРЕССА», по истине, была единственной профессиональной площадкой, способной показать, научить, объединить. Руководитель Союза, инициатор и создатель выставки Ольга НИКУЛИНА — личность легендарная. Выкроив из своего плотного графика немного времени, Ольга Вячеславовна встретилась с корреспондентом портала PlanetaSMI.RU, чтобы рассказать о рынке прессы начала 90-х, деятельности Союза и истории «ПРЕССЫ».

— Ольга Вячеславовна, еще в советские времена вы работали в агентстве «Союзпечать», потом — в «Роспечати». Расскажите об особенностях рынка распространения начала 90-х?

— История нынешнего рынка распространения началась в 1992 году, в связи с либерализацией российской экономики, и наступила первая стадия разрушения существовавшей до этого экономической системы. Умирали старые структуры, создавались новые. В 1994 году, в соответствии с государственной программой приватизации, предприятия системы «Союзпечать» была акционированы, каждое из них получило экономическую самостоятельность и право выбора поставщиков, минуя Центральное рознично-подписное агентство «Союзпечать», которое к этому времени стало называться Агентство «Роспечать». Таким образом, целостность системы «Союзпечать» была   разрушена, в последствии многие региональные предприятия бывшей системы были приватизированы различными издательскими   группами, в первую очередь издательскими.

К 1993 году у   Агентства «Роспечать» (тогда ещё ЦРПА «Союзпечать») сложилась сложная ситуация в рознице, при этом лидерскую позицию на рынке подписки оно сохранила. В это же время   создавалась новая структура по распространению прессы — «Логос», которая   имела сильное региональное звено (агентство печати «Ода»), и не была связанна с издательским бизнесом. Хотя в то время системы распространения создавали в основном крупные издательские дома — «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Московский комсомолец»…

— А как складывалась ситуация на подписном рынке?

— В этом сегменте тоже сформировалось несколько структур, одну из которых — Агентство подписки и розницы (АПР) впоследствии купило Агентство «Роспечать». АПР было единственной независимой от издателей подписной компанией. Остальные же, как и в розничном бизнесе, создавались при участии издателей. Они и по настоящее время существуют в таком качестве. Но необходимо заметить, что позиции на подписном рынке Агентства «Роспечать» были и остаются традиционно сильны.

— Какие компании на рынке распространения задавали темп развития в середине 90-х?

— Флагманом была «Ода», которая начала использовать в своей работе высокие технологические стандарты. Уже к 1995 году она стала лидером розничного рынка.

В это же время на рынке были созданы две некоммерческие организации, объединяющие распространителей: Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), существующая и по нынешний день под руководством Дмитрия Владимировича Мартынова, и Союз распространителей печатной продукции (СРПП), которым руководила я. Возникшая конкуренция между этими структурами дала большой импульс для активного развития рынка. Распространительские компании в 90-е оказались гораздо более эффективными в технологическом плане, чем издательские. Издатели взялись за развитие и внедрение технологий только в конце 90-х, а свои правила игры начали выдвигать лишь в начале «нулевых» — до этого момента условия работы целиком и полностью диктовали распространители. Между издателями и распространителями возникли разногласия, объединить усилия в центре им не удалось, и как результат — конкуренция в области распространения значительно снизила эффективность бизнеса как распространителей, так и издателей.

— С какими сложностями пришлось столкнуться рынку распространения в 90-х?

— Под крылом СРПП собирались генеральные директора, собственники независимых предприятий, работавших еще с советских времен. В АРПП же шли новые игроки, новаторы, использующие в своей работе передовые технологии и подходы. И уже в 95-м году стало заметно чудовищное отличие одних от других. С одной стороны — консервативность предприятий «Роспечати», с другой — полет мысли и идей пришедших на рынок новых игроков. Считаю большим достижением нашего Союза то, что к 1998 году по меньшей мере у 30% представителей старой «Роспечати» эти отличия были нивелированы. Нам удалось в течение трех лет резко повысить технологическую эффективность старых участников рынка.

— Назовите издания, которые в то время пользовались наибольшей популярностью?

— До 1995 года наибольший спрос был, конечно же, на политическую литературу. Например, в начале 90-х огромные тиражи имел еженедельник «Аргументы и Факты». Однако в 1992 году тиражи стали резко сокращаться, что было вызвано изменениями в экономике страны. Так подписные тиражи «Аргументов и Фактов» с 10 млн экз. упали до 1 млн экз. Но все равно интерес к политическим новостям до 1995 года сохранялся на высоком уровне. В дальнейшем рынок начали завоевывать развлекательные издания. В 1998 году в Россию пришли зарубежные издатели, которые предложили рынку совершенно новый формат СМИ — так называемый «гламур». Их активное проникновение на российский рынок и продажи росли до 2005 года. Кроме того, в те годы большим спросом пользовались кроссворды и сканворды.

В Российской Федерации ежегодно выходило в среднем около 20 тысяч изданий (в советское время - 10 тысяч). По данным на 1995 год их тиражи распределялись следующим образом: у 80% изданий подписка не превышала 1 000 экз., и еще примерно у 5% — более 100 000 экз. Количество изданий, продающихся в розницу, находится в пределах 1000 наименований.

— Некоторые издатели считают, что если бы 90-х им удалось объединиться и начать работать совместно, создав единые правила игры, то на сегодняшний момент их отношения с распространителями развивались бы по иному сценарию… Как вы считаете — такое мнение оправдано?

— Довольно странная позиция… Издатель должен думать не о распространителях, а о читателях. Рынок распространения диктуется читателем, а вовсе не распространителем. Я помню то время, когда издатель считал, что если в одном киоске будет продаваться только 10 газет (а всего киосков 20 тысяч), то тогда 200 тысяч газет обязательно найдут своего читателя. Однако надо понимать, что условия и спрос диктует потребитель … Возьмем, например, «Независимую газету». В киоске она продается по одному экземпляру в день. Распространитель прекрасно понимает, что брать на реализацию один экземпляр на киоск, ему не выгодно. А издатель в свою очередь полагает, что распространитель препятствует распространению его издания. На самом же деле ситуация значительно сложнее.


— Как в настоящее время можно охарактеризовать состояние российского рынка распространения печатной продукции?

— Рынок находится в том же состоянии, что и вся российская экономика — в стадии поглощения сегментов рынка крупными игроками. Но сегмент распространения периодики уже не интересен большому бизнесу, ведь печатная продукция уходит в прошлое. Сегодня главным СМИ стал Интернет. Рынок печатной прессы перестал развиваться и быть интересным для инвестиций. Однако у него осталась одна очень важная социальная функция — архивирование накопленной информации. Без наличия печатной продукции архивирование информации может быть фальсифицировано, исчезнут эталоны. Сегодня же мы наблюдаем эталонизацию информационных потоков, которые «оседают» в библиотеках именно в печатном виде. Тенденция такова, что количество тиражей печатных СМИ будет неуклонно снижаться, издания в печатном виде останутся востребованными только для хранении в национальных банках данных и как рекламные носители.

— Ольга Вячеславовна, возглавляемый вами Союз некогда был инициатором проведения ежегодной выставки «ПРЕССА», которая долгие годы оказывала огромное влияние на рынок, бала источником огромного количества отраслевой информации и прекрасной площадкой для установления профессиональных контактов. Расскажите ее историю…

— Выставка «ПРЕССА» была организованна в 1993 году, став не коммерческим, а общественным мероприятием, которое ежегодно поддерживало профессиональный уровень всех игроков рынка. В первой выставке приняло участие 150 крупнейших российских издательских домов. «ПРЕССА» за короткое время стала очень популярной, ее   посещали видные политические деятели, представители крупного бизнеса, журналисты ведущих профессиональных и общественных СМИ.

Но проблема ныне переставшей существовать «ПРЕССЫ» заключалась в жесткой политической конкуренции. К 2005 году на рынке уже существовали четыре крупных объединения издателей и распространителей: все они   объединяли как издателей так и распространителей. К этому времени Союз распространителей печатной продукции стал именоваться Союзом издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП), в его состав входило   более 500 издательских и распространительских структур из всех регионов России. Союз активно работал над решением вопросов издательской отрасли, составив серьезную конкуренцию Гильдии издателей периодической печати, которую тогда возглавлял Александр Николаевич Горбенко. В рамках ГИПП объединились самые крупные издатели, суммарная капитализация которых составляла внушительную величину. Кроме того, Гильдия обладала более высоким политическим ресурсом. Конкуренция нарастала…

Результатом этого противостояния стало разрушение работы как обеих структур, так и рынка в целом. Крайне негативно на ситуации в отрасли сказалась и политика некоторых крупных издательских домов, описать которую можно словами Карла Маркса: «Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300% прибыли».

— И что же было дальше?

— А дальше… Я закрыла выставку «ПРЕССА», когда та достигла пика своего развития. Последняя XV юбилейная Международная профессиональная выставка «ПРЕССА-2008» блестяще прошла осенью 2007 года.

— Не жалеете о ее закрытии?

— Нет. Интуиция меня не подвела. Если бы тогда я решила провести выставку снова, мероприятие закончилось бы сокрушительным крахом. Ведь в сентябре 2008 года грянул кризис. Поэтому решение, абсолютно интуитивного характера, оказалось совершенно верным.

— Насколько помнится, в рамках «ПРЕССЫ» существовало несколько интересных проектов…

— Да, последними из них были «Золотой фонд прессы» и «Золотой фонд предпринимателей»… Были задуманы и другие серьезные проекты по развитию рынка, но сентябрь 2008 года сильно изменил эти планы.

— Ольга Вячеславовна, в свое время вы закончили Московский областной педагогический институт. Как же вышло так, что почти 20 лет вы отдали рынку прессы?

— Действительно, по профессии я — учитель математики. Но во время "перестройки" многие меняли сферу деятельности. Из школы я ушла в 1982 году, потом работала в НИИ. И там же, в годы начала перестройки, в 1987 году создала первый кооператив. Вот так и вышло, что моя профессиональная деятельность пошла по совершенно иному пути.

— Что было для вас самым интересным за годы работы на рынке распространения?

— Работа с субъектами Федерации. В последние годы у нас сложились прекрасные отношения с 50 субъектами в лице министров, курирующих печатные СМИ. В 2000-х государство сняло с себя функцию согласования единой информационной политики на уровне министерств и ведомств регионов, СИРПП и выставка «ПРЕССА» стали для их руководителей своеобразной площадкой для общения и обмена мнениями и опытом.

Однако, определенные силы по инициативе крупнейших издательских домов приложили все силы, чтобы субъектам Федерации рекомендовали больше не принимать участие в наших мероприятиях.

— Ольга Вячеславовна, на развитии любого рынка сказывается информационная политика государства. Какие информационные носители наиболее достоверно отражают нынешнюю экономическую и политическую ситуацию в стране?

— Если мы говорим про газеты, то информационное поле здесь достаточно сжатое. А если про Интернет, то здесь оно намного более свободно. Однако, сейчас и в онлайне предстоят определенные зачистки. Поэтому мое мнение, что в скором времени информационное пространство России и ряда других стран, будет находиться под большим и серьезным контролем.

— Печальная перспектива…

— Да нет, перспектива очень интересная. Когда завинчивают гайки и котел начинает бурлить, значит неизбежно наступит момент взрыва. Что означает завертывание гаек? А то, что власть психологически не выдерживает существующего в обществе напряжения. Тем более если власть противостоит народной массе, что происходит сегодня во всем мире. Напомню, развал Союза был подготовлен всего двумя тысячами диссидентов, и у них не было никаких общественных трибун, а только печатаемый сотнями добровольцев самиздат. Сейчас же в стране функционирует 7,5 тысяч оппозиционных сайтов, о чем недавно заявил министр внутренних дел России Рашид Гумарович Нургалиев.

— Значит, нас ждут большие перемены?

— Конечно! И это с учетом того, что в экономический кризис мы пока даже не вошли, а только стоим на его пороге.

Источник:  PlanetaSMI.RU