Бесплатные газеты как «пособники» грабителей

Бесплатные газеты появились в России одновременно с появлением свободы на прессу и с торжеством демократии. Этот вид бизнеса возник естественным путем и в первые годы имел колоссальный успех у москвичей. Бесплатная цветная газета типа «Экстра М» была толстой, имела массу полезных разделов. Получая такой подарок в почтовый ящик, объемом в 60-80 страниц, москвич радовался своему счастью, считал этот продукт полезным.

Потом к этому благу попривыкли, Интернет свел объем этих газет до 8-12 страниц, стали появляться многочисленные конкурирующие бесплатные газеты. Словом, появился рынок бесплатных газет. Они сегментировались по своей целевой аудитории: одни работали на транспорте (метро, поезда, самолеты), другие – по географическому принципу, т.е. по районам Москвы. Появились бесплатные газеты, которые имели московский бренд, но выходили по регионам России. Например, газета «Ва-банк». И народ стал уставать от этого бесплатного товара, исключая пенсионеров, которые по-прежнему радовались этим подаркам, потому что там была местная телевизионная программа.

И вот грянул гром. ФАС и Роспотребнадзор намерены инициировать судебное разбирательство против бесплатных рекламных газет по всей стране, первыми могут стать московские «Экстра М» и «Центр Плюс». Поводом для этого стали многочисленные жалобы москвичей о том, что они не хотят получать эти газеты, а их все равно кладут в почтовый ящик. Главный аргумент в протесте москвичей заключался в том, что бесплатные газеты стали пособниками бандитов, грабящих квартиры. Почтовый ящик, набитый несколькими бесплатными изданиями и рекламными листовками, является сигналом для воров – хозяев нет уже несколько дней и долго еще не будет. И такие факты действительно имели место в Москве. Кроме того, противники бесплатных газет считают, что они являются навязанной услугой, т.е. нарушают права потребителей и поэтому также подлежат запрету.

На данном этапе ФАС и Роспотребнадзор приступили к изучению проблемы, видимо, откроют горячую линию для получения сигналов от населения. Вся эта ситуация не столь проста, как она выглядит: дело в том, что бесплатные издания и бесплатная реклама существуют во всем мире. Это отдельный самостоятельный рынок со своими внутренними законами и конкуренцией. И этот вид печатной продукции имеет право на жизнь, как и все прочие издания, в соответствии с Федеральным законом «О СМИ».

Кстати, бесплатные издания и листовки особенно активно используются в период предвыборных кампаний – это будет активно использоваться и в предстоящих думских и президентских выборах. Было бы совершенно незаконно и антидемократично ограничивать подобный вид издательской деятельности. Это было бы большим шагом назад от достигнутых демократических завоеваний в новой России. Кроме того, для большого числа граждан России, не имеющих привилегий московских жителей, бесплатные издания по-прежнему являются востребованным источником информации. На мой взгляд, совершенно абсурдно обвинять бесплатные издания в пособничестве бандитам. Для последних есть масса других поводов или признаков нападения на наши квартиры. Можно подумать, что ликвидируя бесплатные издания, мы устраним угрозу квартирных краж. Поэтому я считаю данную инициативу просто безумной. Но есть другая проблема – правильная организация этого бизнеса. В моем подъезде первое время бесплатные издания валялись на полу, создавали неприглядный, замусоленный вид. Достаточно было поставить открытые мусоросборники плюс наладить работу уборщиц, и ситуация радикально улучшилась. Кстати, на Западе бесплатные издания часто доставляются через почту, и в отсутствие хозяев тамошние почтовые ящики также переполняются разноцветными конвертами.

Все это бесплатное хозяйство надо просто упорядочить. Не гнобить, не запрещать, не ограничивать, а ввести в цивилизованное русло. Может, для этого привлечь те издательские дома, которые занимаются данным бизнесом. Возможно, данный вид деятельности требует специальных механизмов саморегулирования.

Бесплатные издания, толстые и тонкие, газеты и журналы, - это, в известном смысле, альтернатива Интернету. И в этом смысле они расширяют конкурентное поле, что, в конечном счете, служит интересам потребителя.

А что касается инициативы ФАС и Роспотребнадзора по отношению к бесплатным изданиям, создается впечатление, что господам из этих ведомств нечем больше заняться. Но есть еще худшая версия, она заключается в том, что наступает передел рынка бесплатных изданий и рекламы, что не может не вызвать тревогу у всей прогрессивной медиаобщественности. Из отечественной практики мы знаем: любой передел рынка осуществляется в чьих-то интересах и всегда имеет значительную коррупционную и криминальную составляющую. Хочется верить, что в данной инициативе бандитизмом и не пахнет.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/38650.html)