Подробнее о проекте порталу PlanetaSMI.RU рассказали председатель правления ассоциации Александр Оськин и член правления АРПП, председатель Комитета Электронный рынок печатных СМИ России Андрей Авдонин.
— Откуда появилась идея создания проекта Электронный рынок печатных СМИ России?
Андрей Авдонин:
— Идея родилась несколько лет, а генератором ее был Александр Владимирович Оськин. Тогда мы с коллегами активно обсуждали инновации, существовавшие на зарубежных рынках прессы. Среди прочего, нас интересовало давно функционирующее на Западе программное обеспечение, в режиме он-лайн предоставляющее информацию о поступлении, продаже и списании печатной продукции. Данная программа позволяла издателями отслеживать движение газет и журналов, что называется, в реальном времени. Они могли получить информацию в любое удобное для себя время, просто несколько раз кликнув на компьютере, подключенном к отраслевой системе.
— В чем вы видите основную идею проекта?
Александр Оськин:
— Инициатива АРПП, которую мы назвали Электронный рынок печатных СМИ России, направлена, в первую очередь, на обустройство нашей большой отрасли. Мы хотим добиться абсолютной прозрачности рынка. Задача — сделать так, чтобы отношения между издателями и распространителями строились по четким и понятным правилам, а работа распространителя с конечным продуктом была прозрачной.
— Неужели до сегодняшнего дня ни кому не приходила идея создания подобной системы?
Андрей Авдонин:
— Конечно, вопрос о ее создании поднимался и раньше. Но идея, как правило, возникала в недрах какого-либо одного предприятия. И оно начинало создавать ее самостоятельно. Бесспорно, это хорошо. Однако, в итоге получилось, что объединить существующие ныне системы воедино невозможно. Все имеющиеся на сегодняшний день базы данных и программы создавались каждой компанией под себя.
Александр Оськин:
— Согласен с коллегой. На сегодняшний день в стране нет единой базы данных. У каждого издателя и распространителя она своя. И если их сравнить, то можно заметить множество несостыковок. Например, в названиях печатных СМИ — написание названия одного журнала в 30 разных базах может иметь 30 разных вариаций. А компьютер, при попытке соединения всех этих баз в одну, не в силах «понять», что это одно и то же издание. Поэтому, одной из целей проекта является внедрение стандартов написания названий газет и журналов. Кроме того, в единой базе будет дана подробная характеристика и описание всех издателей и распространителей печатной продукции: выпускаемые ими проекты, количество торговых точек и т.д. Причем база будет регулярно обновляться и корректироваться.
— Как шел процесс реализации данной программы?
Андрей Авдонин:
— Несколько лет назад мы стали предпринимать попытки унифицирования рынка, создания единой платформы для отрасли. Начали изучать стандарты и возможности зарубежных стран. В тоже время Президент страны Дмитрий Медведев объявил о создании Электронного правительства и необходимости перехода на безбумажный документооборот. Это решение главы государства уверило нас в верности выбранного пути.
Прошел уже год с момента запуска базы. Но, несмотря на благие цели, в отрасль проект пока внедряется довольно тяжело.
— Почему?
Андрей Авдонин:
— Это связано, в первую очередь, с наличием у крупных игроков рынка собственных баз данных. Таким образом, у них нет необходимости срочного подключения к реализации проекта. Но думаю — это процесс времени. Переход на единую для всех платформу означает некоторые материальные траты. Наша задача — объяснить цели проекта и показать, что эти затраты со временем окупятся.
— И как же сегодня ведется работа по информированию участников рынка?
Александр Оськин:
— Дважды в год на конференциях АРПП мы делаем обстоятельный доклад на эту тему. Проводим тематические секции под аналогичным названием — «Электронный рынок печатных СМИ России», где подробно обсуждаем всю проделанную работу и предстоящие планы. Когда проходит заседание Комитета АРПП по электронному рынку печатных СМИ, руководителем которого является Андрей Авдонин, выпускается отчет, который информирует коллег по медиарынку о содержании проведенной работы.
Андрей Авдонин:
— Сейчас главное — объяснить рынку, что данный проект отражает современные тенденции государства. К концу этого года министерства и ведомства перейдут на безбумажный документооборот. А это означает, что постепенно будет осуществлен переход на подобную модель взаимодействия и для участников рынка. Пока же у нас есть время все основательно продумать. Иначе, когда выйдут соответствующие распоряжения правительства, нам пришлось бы решать вопрос в спешке и суете.
— Как сегодня заполняется база?
Александр Оськин:
— Сейчас база представлена в открытом доступе в Интернете на сайте ARPP.RU. Все заинтересованные участники рынка могут зайти в нее, ознакомиться с представленной информацией, и пополнить данные о себе. Сложного здесь ничего нет. Кроме того, на сайте размещена подробная инструкция по заполнению.
Когда база будет заполнена и проект Электронный рынок печатных СМИ России начнет функционировать в полную силу, отрасль сможет ликвидировать бумажный оборот документов и перейти на электронный. Это выгодно для всех участников рынка.
— Выше вы говорили, что названия всех СМИ должны быть стандартизированы. Как этот процесс будет проходить?
Александр Оськин:
— На самом деле тут даже придумывать нечего. На сегодняшний день в России существует порядка 70 000 наименований газет и журналов, которые официально зарегистрированы в ФАПМК. Мы сторонники того, чтобы в создаваемой базе отображалась та же информация, что и в регистрационных документах.
— Существуют ли подобные системы на западе? Учитывался ли их опыт, и каким вы видите Электронный рынок печатных СМИ России в будущем?
Александр Оськин:
— Сегодня подобная работа проводится во всем мире. И уже существуют близкие к совершенству программы. Наиболее продвинутым в этом смысле является рынок Голландии. Здесь функционирует общенациональная система, благодаря которой можно просмотреть не только движение документов, но и движение товара. Не отстает и рынок Великобритании. Там наши коллеги создали электронную систему, правда привязанную к конкретному дистрибьютору. А Ассоциация оптовиков газет и журналов Великобритании, параллельно, вывешивает на своем интернет-ресурсе график движения печатной продукции в целом по стране.
Изучив опыт зарубежных коллег, мы хотели бы создать в России единую прозрачную систему, при которой на одном сетевом портале можно было бы увидеть не только присутствие товара в той или иной сети, но и название издателя, его реквизиты и другую необходимую информацию. В итоге, у нас будет понимание точного движения печатной продукции по всей России. Что, в конечном счете, повысит прозрачность взаимоотношений между издателями и распространителями.
Андрей Авдонин:
— Когда каждый издатель и распространитель в онлайн-режиме увидит, где и как продается товар, они смогут более эффективно управлять продажами. Сейчас же наша система распространения представляет данные только спустя три месяца, и то — без разбивки по точкам. О каком эффективном бизнесе в этом случае может идти речь? Поэтому-то наш рынок малорентабельный.
— Кто, помимо издателей и распространителей, может принять участие в создании проекта Электронный рынок печатных СМИ России?
Андрей Авдонин:
— Все, кто пожелает. Но все же главные игроки здесь — распространители и издатели. Естественно, в дальнейшем, когда механизм полностью заработает, в базу будут добавляться другие контрагенты: типографии, банки и т.д.
Александр Оськин:
— Участие банков, которые производят финансовые операции на нашем рынке — последний этап работы. Присутствие банков в системе будет гарантировать финансовую стабильность и четкость обязательств. В перспективе должен быть введен порядок, при котором банки могли бы, являясь участниками процесса, безакцептно снимать деньги со счетов распространителей в сроки, обусловленные договором, что позволит решить проблемы с просрочками и платежами.
Денис Соколов
Источник: PlanetaSMI.RU
Издатели и распространители входят в Электронный рынок
Про Электронное правительство в последнее время говорят много и охотно. Ведь за ним будущее. На электронный формат документооборота постепенно должны будут перейти все отрасли, и рынок распространения не является исключением. Это прекрасно понимают в Ассоциации распространителей печатной продукции. Уже несколько лет в АРПП активно ведется работа по созданию федерального проекта Электронный рынок печатных СМИ России.