После кризиса полиграфический рынок России растёт на 3-5% в год

В августе 2011 года Отдел Исследований рынков Департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг» провел исследование российского полиграфического рынка. Как оказалось, существенный спад и изменение конъюнктуры в период финансово-экономического кризиса привели отечественный рынок к стагнации, преодолевать которую отрасль будет ближайшие 5 лет.

После кризиса темпы роста полиграфического рынка в России указывают на стагнацию, что свидетельствует о периоде становления рынка в условиях поиска компромисса между традиционными и цифровым способами печати, печатным и электронным форматами продукции. Несмотря на признаки стагнации, рынок вошел в фазу восстановления, когда темпы падения составили почти 11%.

Наиболее негативными моментами кризиса стали: сокращение объемов заказов на полиграфические услуги, ужесточение конкуренции и, как следствие, применение агрессивной демпинговой политики игроками рынка, что стало катализатором падения рынка в 2009 году. Рост цен на сырье – бумагу, других расходных материалов также отрицательно сказываются на развитии рынка.

Положительным последствием кризиса стала диверсификация полиграфического производства, его ориентация на развитие новых бизнес-моделей и дополнительных услуг. В 2010-2011 гг. выросли объемы розничных и оптовых продаж, возросла производственная нагрузка на типографии, выросли доходы от рекламной полиграфии. В 2011-2012 гг. темпы роста рынка останутся невысокими – на уровне 3-5%, что обусловлено инфляционными издержками.

В настоящее время в нашей стране половину от всего объема производимой полиграфической продукции занимают газеты, книги и брошюры. В перспективе, вероятнее всего, с развитием рынка электронных книг, газет и журналов, доля печатных изданий сократится.

Структура российского полиграфического рынка по типу игроков по-прежнему демонстрирует доминирующее положение типографий (66,2%), большинство из которых являются частными предприятиями (79%). Основные предприятия (например, в сегменте книжной полиграфии) продолжают сохранять государственную форму собственности или существовать как открытые акционерные общества, унитарные предприятия, находясь в федеральной собственности. В связи с ростом рынка рекламы, имеют перспективы роста доля рекламных агентств (16,1%).

По географическому принципу российский полиграфический рынок характеризуется концентрацией основных полиграфических предприятий в Центральном федеральном округе. Именно здесь производится основной объем полиграфической продукции (57%). Для сравнения, предприятия Северо-Западного федерального округа, где находятся крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты России, отсутствующие на территории ЦФО, выпускают только 14,5% полиграфической продукции.

В перспективе отечественные полиграфические предприятия ожидает дальнейшая модернизация и диверсификация производства, развитие новых видов сервиса и бизнес-моделей, повышающих рентабельность. Модернизация российской полиграфии будет происходить в соответствии с тенденциями мирового полиграфического рынка, что позволит отрасли преодолеть стагнацию и наращивать темпы развития.

Источник: ПЕЧАТНИК.com