Каждый раз, когда  речь заходит о «вечном бое» распространителей печати за самостоятельное существование, невольно вспоминается нетленное блоковское «Покой нам только снится…» Наболевших донельзя проблем не становится меньше, несмотря на стабильную и целенаправленную борьбу дистрибуторов за право на хлеб. 30 августа с.г. в АРПП прошло еще одно совещание руководящего состава московских предприятий по розничному распространению прессы.

С приходом нового мэра в Москве много что переменилось в лучшую сторону, однако произвол окружных управ пока остался неизменным. Непрерывным потоком рушатся на головы руководителей киосковых сетей все новые и неожиданные условия размещения торговых объектов. То ли по недогляду, то ли еще по каким причинам игнорируя ряд рекомендаций, сформулированных в соответствующих распоряжениях Правительства Москвы, управы продолжают ставить перед дистрибьюторами, как те сами выражаются, трудновыполнимые и не всегда обоснованные задачи, требования и сроки.

Каждое такое требование играет роль барьера, мешающего киоску с прессой выполнять свою общественно-значимую задачу, способствует появлению у торговцев непредвиденных затрат. Так, например, недавно к уже существующим требованиям по внешнему виду торгового объекта прибавилось обязательство по обустройству прилегающей к нему территории площадью до 20 кв.м., соответственно — за счет арендатора площади. Стоимость такого благоустройства колеблется в пределах от 65 000 до 110 000 рублей. Также в перечень новых требований, предъявляемых управами, входит задача по замене действующих киосков и павильонов с прессой на новые в срок от двух до десяти месяцев. При этом нужно использовать только модели киосков из альбома «Типовой проект торговых модулей для нестационарных объектов мелкорозничной торговли в городе Москве».

И, пожалуй, самое неприятное и обидное условие для киосков, торгующих импульсным товаром (а именно к этой категории и относится пресса) — это перенос объектов торговли с привычных, в первую очередь для покупателей, мест на места, рекомендуемые управами. А также — уменьшение площади существующих объектов до 6,5 кв.м.

На этот раз распространители прессы собрались с как никогда четко поставленной целью — определить, путем обмена информацией, степень надвигающейся на рынок столичного распространения печати катастрофы и выработать пути разрешения вопросов в отношениях с городскими властями.

Отрыл заседание председатель Правления АРПП Александр Оськин, обозначив перед собравшимися главную задачу — по итогам совещания подготовить письмо в столичный Департамент по СМИ и рекламе, выражающее всю проблематику сложившейся в настоящее время ситуации.

Далее слово взял один из наиболее активных дистрибуторов Москвы, генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» Герман Баринов. Он четко и лаконично обозначил позицию собственной компании.

«По нашей информации, полученной в большей степени не из управ, а из префектур, я могу перечислить два важных аспекта, на которые, на мой взгляд, сегодня нужно обратить первоочередное внимание. Во-первых, для того, чтобы до конца оформить наши правоотношения с городом, необходимо утвердить площади торговых объектов, которые будут закреплены за распространителями. На данном этапе, учитывая формат торговли прессой, предлагаемые площади значительно меньше тех, которые были прописаны в договорах аренды… “Средняя температура по больнице” всего 6 кв.м., а это колоссально мало. Для прессы размер торгового помещения должен составлять хотя бы 8-9 кв.м. Во-вторых, не смотря на все усилия, которые мы предпринимали в течение последних двух месяцев в части формирования нового облика киосковой конструкции, ничего нового в этом направлении не произошло. В итоге, перед распространителями поставили задачу до 1 июня 2012 года переделать все торговые точки в соответствие с типовым решением Москомархитектуры», — обозначил проблемы Баринов. По его мнению, сегодня было бы правильным создать специальную рабочую группу, деятельность которой была бы направлена на постоянный мониторинг ситуации на рынке Москвы.

Татьяна Савина , генеральный директор «МК-Сервис», озвучила нерадостную историю своих обращений к власти, представители которой ей лишь устно советовали не волноваться, «ведь вы же печать, и есть устная договоренность, что вас никто не трогает...». Однако Савина с уверенностью заявляет, что если она подпишет, полученный ею недавно договор по работе в СВАО Москвы, она тем самым подпишет и приговор своему бизнесу, т.к. документ содержит просто невыполнимые пункты.

«Если мы будем и дальше просто высказываться на наболевшие темы, дело с мертвой точки не сдвинется. Да, нам заявили, что нужно произвести замену действующих киосков и павильонов на модели из альбома “Типовой проект…”, но никто не говорил нам менять киоски! Мы должны пойти по совершенно другому пути — нужно создать наш собственный альбом объектов, торгующих печатью, и утвердить несколько наиболее приемлемых вариантов из него. Конечно, совсем устаревшие киоски следует заменить, но остальные можно лишь частично перестроить, например, поменять крышу и ролл-ставни, приведя их к единообразию. Я считаю, что мы должны пойти по этому пути, по другому ничего не получится. Таким образом, нам придется поменять не более 10% существующих объектов», — это уже предложения Александра Попова, генерального директора ЗАО «Центропечать».

Подчеркнув, что средств на благоустройство прилегающих к торговым точкам территорий у распространителей нет, а времени на заключение договоров практически не осталось, Попов предложил инициировать отраслевое совещание в Департаменте СМИ и рекламы Москвы с разъяснением в отрытом диалоге всех позиций. Подобные встречи, по словам эксперта, всегда помогали «разрубить Гордиевы узлы» в отношениях распространителей прессы и городской власти.

Идею создания собственного альбома, демонстрирующего типовой внешний вид киосков и павильонов прессы, раскрыла в своем выступлении Ирина Разуваева, генеральный директор ОАО «Краснопресненское агентство печати». Она отметила, что соответствующее предложение уже было направлено на рассмотрение в Москомархитектуры, поэтому на данный момент необходимо просто активизировать вынесение решения по нему.

А еще Разуваева рассказала интересные факты из недавней практики возглавляемого ею агентства, когда в центральном округе Москвы торговые объекты прессы включались в новые модули без согласования с самим агентством. Так как подобные прецеденты уже приняли масштабный характер, спикер предложила внести в обращение к столичному Департаменту по СМИ пожелание о необходимости разработки новых торговых модулей с учетом мнения распространителей.

Еще одним из важных вопросов, требующих немедленного разрешения, участниками совещания была обозначена необходимость привести к стандарту договорные требования по установке киосков прессы для всех округов Москвы, т.к. до настоящего момента они сильно отличаются, что во многом затрудняет работу продавцов прессы.

В обсуждении сложившейся ситуации так же приняли участие генеральный директор ЗАО «Центр Прессы» Алла Игнатьева, заместитель генерального директора ОАО «Южное агентство печати» Александр Пылаев, специалист по развитию торговой сети ГК «Столичная пресса» Константин Шилков, вице-президент НП «НСРП «Союзпечать» Вячеслав Керов и директор департамента развития ЗАО «АРИА-АиФ» Татьяна Романова.

По итогам совещания участники сформулировали в форме письма обращение в адрес Департамента СМИ и рекламы и, поддержав инициативу Баринова, создали рабочую группу, деятельность которой будет направлена на координацию процесса по решению всех вышеперечисленных вопросов. В состав рабочей группы вошли Вячеслав Керов, Александр Попов, Ирина Разуваева, Татьяна Романова  и Татьяна Савина.

Наталья Решетова
Источник: PlanetaSMI.RU