Каковы на сегодняшний день позиции холдинга UMH на украинском и российском рынках (оборот, активы, доля рынка)?
— UMH лидирует на рынке Украины и активно развивается на рынках России, Казахстана и Беларуси. В состав холдинга входит группа компаний «Украинский Медиа Холдинг», которая управляет бизнесом в Украине, и издательский дом «Популярная пресса», управляющий бизнесом в России и СНГ. United Media Holding - самая динамичная на постсоветском пространстве мультимедийная компания. Около 2/3 бизнеса сосредоточено в Украине.
В России холдингу принадлежит ИД «Популярная пресса», в котором издается наш главный российский актив «Теленеделя», журнал «Футбол» и целая серия изданий о жизни «Истории из жизни», «Успехи и поражения» и др. «Теленеделя» является наиболее активно развивающимся продуктом в своем сегменте. Это проект, который запускался в России с нуля, и за шесть лет существования нам удалось создать журнал с аудиторией свыше 5 млн человек, который вошел в Топ-10 всех печатных СМИ России, демонстрируя при этом одни из самых высоких темпов роста рекламных доходов.
Журнал «Футбол», которому в прошлом году исполнилось 50 лет, один из лидеров в своем сегменте с аудиторией 1,2 млн человек. В этом году работа журнала была отмечена премией Правительства РФ в области печатных СМИ. Кроме того, мы также планируем активно развивать интернет составляющую бизнеса в России. Как первый шаг мы создали объединенную компанию с динамично развивающимся российским сайтом sports.ru. Это сделало нас лидерами в спортивном интернет сегменте на территории стран СНГ.
В портфель холдинга UMH в Украине входит 28 печатных брендов. Это крупнейший издательский дом страны. Если взять Топ-20 изданий Украины, то среди них будет 7 или 8 наших, а такой сегмент как ТВ- гайды и celebrity мы закрываем практически целиком. UMH лидирует и в сегменте деловых и общественно-политических журналов. Среди наших брендов «Фокус», Forbes, который мы издаем по лицензии с весны этого года, а также недавно купленный нами журнал «Корреспондент». Объем нашей аудитории в печатной прессе Украины составляет свыше 28%.
В Украине UMH также крупный игрок на рынке радио (Авторадио, Ретро FM, Радио Алла, Europa Plus, Джем FM, Динамо). В январе этого года мы купили у ирландской компании Communicorp Group «Наше радио» и радио Energy. Это приобретение позволило стать крупнейшей радио группой Украины - наши слушатели на сегодня составляют свыше 30% радийной аудитории страны.
Доля UMH в украинском интернете свыше 40% аудитории. Мы являемся крупнейшей украинской медийной интернет компанией с такими брендами как football.ua, focus.ua, bigmir.net, i.ua, dengi.ua и др.
UMH принадлежит кулинарный канал «Меню-ТВ», который доступен через спутник и кабельные сети в Украине. Также в Киеве мы владеем двумя типографиями. Сеть дистрибуции прессы составляет около 860 точек продаж. Это самая крупная по числу торговых точек сеть в Украине. По итогам 2010 года оборот холдинга за вычетом всех вну- тригрупповых оборотов (так требуют правила аудита) составил около $115 млн. EBITDA примерно $18,5 млн. Чистая прибыль UMH за прошлый год составила около $4,5 млн (это предварительные данные).
— Вы работаете больше года в United Media Holding. Постарайтесь сравнить медиарынки Украины и России.
— Медийные рынки этих двух стран, безусловно, имеют много общих черт, однако, у каждого есть свои особенности. Первый важный момент - украинский рекламный рынок меньше российского почти в 11 раз. По оценкам ZenithOptimedia, объем рекламного рынка Украины в 2010 году составил 678 млн долл., в то время как российский достиг цифры 7717 млн долл. Распределена иначе доля сегментов: как и в России, на Украине доминирует телевидение, а вот на долю Интернет приходится значительно меньший процент по сравнению с Россией, всего 3,7% против 10,7%. В период кризиса российский рынок печати претерпел серьезное падение на 35-40%, украинские печатные издания ошутили кризис еще сильнее, хотя официальные данные говорят о схожих темпах падения. При этом текущий и прогнозный рост украинского рынка рекламы несколько выше, чем в России. Ктомужеукраинский медиарынок значительно моложе российского, этим и обусловлен целый ряд его особенностей. Так, например, в Украине нет такого сейлз-хауса как «Видео Интернешнл», хотя телевизионные каналы уже начали, насколько мне известно, некую скоординированную политику продаж, что может существенно повлиять на рынок рекламы. В целом же есть ощущение, что украинский рынок более либеральный, и поэтому у независимых игроков здесь существует больше возможностей зарабатывать и развиваться.
— В чем привлекательность российского и украинского медиабизнеса?
— Восстановление медиа рынка после кризиса и очевидная тенденция роста ведут к повышению интереса со стороны инвесторов к медиабизнесу. В этом смысле компании, которые обладают хорошим портфелем активов и экспертизой, имеют возможность поэксплуатировать этот рост. Инвесторы с интересом смотрят на наш рынок, но с опаской вкладывает в него деньги. У них нет уверенности, что модель традиционных медиа будет продолжать функционировать, а модель новых медиа еще не до конца отработана, а это большой риск.
Кроме того в России доля Интернета в общих рекламных доходах отстает от доходов в Европе. А доля украинского интернет-сегмента меньше рекламных доходов Интернета в России. Т.е. потенциал роста рынков очевиден, но и риски велики.
Кстати, в рамках ГИПП мы недавно провели первый семинар по инвестициям в медиабизнес, где рассмотрели взгляд на инвестиционную привлекательность медиа с точки зрения разных игроков рынка.
— Как обстоит дело с цензурой на Украине?
— Украинские коллеги жалуются, что обстановка в стране становится менее либеральной, но, я думаю, многие российские эксперты сказали бы что ситуация, которая сложилась на рынке вполне нормальна, допустима. Конечно, есть конфликты, связанные со свободой слова: между редакциями и учредителями, между журналистами и правительством. Некоторые из них выливаются даже в забастовки. Из недавних, например, это коллизии, произошедшие с «Газетой по-киевски» и «Киев пост».
— Что происходит в сфере распространения печатной прессы?
— В Украине ситуация с распространением прессы очень напоминают российскую. Краткосрочная плохо оформленная аренда, при которой возникают риски ее пересмотра, значительно усложняет работу дистрибуции прессы, мешает капитализировать и развивать данный бизнес. При этом дистрибуторы стремятся переложить все риски на издателей. Эти проблемы присущи и российскому бизнесу. Единственное отличие заключается в том, что из-за того, что территория Украины значительно меньше, основные центры продаж располагаются недалеко друг от друга, что значительно облегчает систему переговоров и мониторинга ситуации. В России это сделать гораздо сложнее, например, если речь идет переговорах между Москвой и Владивостоком. В этом смысле украинскому бизнесу ситуацией управлять несколько легче.
— Каково положение российских газет на территории Украины?
— Я могу говорить только положении крупнейших российских газет, которые UMH издает по франшизе - это «Аргументы и Факты» и «Комсомольская правда». Эти издания чувствуют себя весьма неплохо на рынке Украины. Так как мы работаем по лицензии, значительная часть контента приходит из России, оставшуюся часть мы производим сами. Все коммерческие предприятия на территории Украины у нас свои: местная сильная рекламная служба, полностью своя дистрибуция.
— В мае 2008 года UMH вошел в листинг Франкфуртской фондовой биржи с капитализацией $300 млн. Год назад Вы заявили, что собираетесь на IPO. Когда Вы планируете выход на биржу, выбрали ли консультантов?
— Сейчас мы ориентируемся на 2012-2013 гг., точную дату пока назвать сложно, просто потому что состояние рынка таково, что предсказать его развитие на 2-3 года вперед никто не берется. Консультантов пока называть рано, сейчас мы находимся на стадии переговоров, но среди банков, с которыми мы общаемся, есть и из первой десятки мировых инвестиционных банков. Наиболее интересные биржи для нас это Лондон и Варшава. Лондонская биржа, правда, требует значительного размера бизнеса, к которому мы только идем, а варшавская биржа на сегодня достаточно привлекательна для такой компании как мы. При этом там достаточно большой объем торгов. Это связано с тем, что в Польше была проведена пенсионная реформа, которая регламентировала обязательное участие в инвестициях внутри страны польских пенсионных фондов, всевозможных компаний, которые аккумулируют деньги населения и государства. Теперь они вынуждены тратить их внутри страны, что обеспечивает достаточно большой спрос и объем средств на польской бирже. Кроме того в Польше на регулярной основе более 200 тысяч частных лиц вкладывают свои средства в акции. В этом смысле привлекательность польской биржи за последние несколько лет очень выросла. Для нас эта страна - одна из интересных площадок для размещения. С другой стороны, мы не исключаем Лондонскую биржу - Лондон есть Лондон. В общем, здесь есть над чем подумать.
— Каков стратегический план развития холдинга на ближайшие годы?
— Сегодня основную долю наших активов составляет принт, поэтому наша ключевая задача на ближайшие годы увеличение доли непринтовых активов, прежде всего Интернета в портфеле UMH.
— Сколько человек в штате?
— Во всем холдинге работает около 4500 тыс., из них количество сотрудников в России составляет 800 человек.
— Бывший гендиректор российской «Теленедели» Михаил ЗЕМТИН стал членом совета директоров предприятия и отошел от операционной деятельности. Как решаете вопрос о назначении нового генерального директора?
— Не скрою, мы смотрели предложения на рынке труда, но пришли к выводу, что хотим видеть на этой должности человека из нашей компании. Проект быстро развивается и есть риск, что человек со стороны может слишком долго входить в курс дела, а мы не хотим потерять темп и затормозить тем самым наше развитие. Пока исполняющим обязанности генерального директора являюсь я, но это временная мера, надеюсь, что в течение максимум полугода, мы решим этот вопрос.
— Какие приоритеты в развитии российской части бизнеса холдинга Вы видите на ближайшие годы?
— С августа мы приступаем к реализации стратегии качественного изменения «Теленедели». Стратегия подразумевает изменение как технологии печати, так и технологии производства контента. Качественные и технологические преобразования предполагают: обновленный единый формат В4 в основной части регионов, централизованную печать федеральной тетрадки, увеличение количества мелованных региональных полос, изменение системы производства контента, которое будет централизовано в нескольких региональных предприятиях. Реализация этой стратегии позволит нам обеспечить более высокое качество продукта при существенной оптимизации структуры управления бизнесом и повышении экономической эффективности проекта.
— Президент ГИПП избирается на 2 года. Собираетесь ли Вы во 2-ой раз возглавить Гильдию?
— Гильдия издателей очень демократична, и по Уставу все президенты работают один срок. Я уже свой срок отработал и в марте этого года должен был переизбраться, но в связи с тем, что в этот период времени Гильдию покинула бессменный исполнительный директор Юлия КАЗАКОВА, Правление предложило мне остаться на своем посту еще на один год для сохранения преемственности.
— Кто будет приемником?
— Мы ждем кандидатов, подходящей кандидатуры пока не нашли. Нам бы хотелось, чтобы ГИПП для этого человека не была только лишь проходным эпизодом. Этой работе надо уделять достаточно много времени. Среди качеств, которые хотелось бы видеть в будущем президенте - в первую очередь, фигура должна быть компромиссная, люди должны объединиться вокруг этого человека. Вокруг кандидатуры не должно возникать спорных моментов. Второе, не менее важное условие для кандидата, человек должен иметь возможность активно участвовать в работе Гильдии, и вместе с тем быть руководителем крупного ИД. Вовлеченность в бизнес обеспечивает понимание проблем рынка, и позволяет быть Президенту на одной волне с коллегами. Естественно, новаторство
— неотъемлемая часть работы, умение видеть перспективы в развитии новых форм.
Гильдия постоянно развивается и пополняется новыми членами. Сейчас, членская база ГИПП выросла. После открытия екатеринбургского представительства в ГИПП вошло около 50 новых компаний. Запуск программы по использованию лицензионного программного обеспечения в отрасли, тоже дал определенный прирост членов.
В общем, можно сказать, что организация активно развивается, и я хотел бы обратиться к читателям журнала, что если у Вас есть соображения по кандидатуре следующего президента Гильдии, мы их с интересом рассмотрим.
СТРАХОВ Александр Петрович
Должность: CEO United Media Holding, Президент ГИПП
Образование: Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Политология». Второе высшее образование получил в Финансовой Академии при Правительстве РФ. Кандидат политических наук. В 2008 году получил степень Executive MBA в международной школе бизнеса INSEAD.
Карьера: В 2000 году пришел в издательский дом «Комсомольская правда». В ноябре 2004 года назначен Заместителем гендиректора ИД «Комсомольская правда» по вопросам рекламы.
С 2006 г. - Вице-президент по медиа-активам Группы «ПромСвязьКапитал».
В феврале 2007 года назначен Генеральным директором ИД «Аргументы и Факты», а в мае 2007 - Генеральным директором Media3
С мая 2010 г. CEO United Media Holding Президент Ассоциации корпоративных медиа России с 2006 г. по 2009 г.
Президент Гильдии Издателей Периодической Печати с марта 2009 г.
Семья: Женат. Двое детей
Название компании:United Media Holding
Дата основания: 1994 год
Направленность:медиабизнес
Количество сотрудников:Более 4400 человек
Конкурентное преимущество:Самая динамично развивающаяся международная мультимедийная компания на территории СНГ. Успехи: Запуск с нуля проекта «Теленеделя» в России, который за 6 лет существования вошел в Топ-10 российских СМИ.
Лидер в большинстве медийных сегментов Украины: интернет, радио, паблишинг. Запуск Forbes в Украине в марте 2011 Размещение на Франкфуртской фондовой бирже по оценке 300 млн долл. в 2008 г.
Источник: Новости СМИ №16