Что касается нашей отрасли – распространение газет и журналов – тут ситуация выглядит несколько иначе. Чиновный люд, напуганный решительностью нового мэра, стал периодически впадать в панику и совершать «бронетанковые» нападения на самые беззащитные торговые объекты в Москве, торгующие газетами, журналами и книгами. В ноябре прошлого года по всей Москве стали демонтировать киоски прессы, отключать их от электроснабжения, арестовывать продавцов с помощью милиции. У Павелецкого вокзала даже подняли на грузовую платформу киоск вместе с киоскёром. Это беззаконие удалось остановить благодаря вмешательству вице-мэра Москвы Горбенко.
Вторая атака состоялась весной этого года, когда Москомархитектуры предложил менять торговые объекты прессы на новые модели – нетехнологичные и дорогостоящие. Тогда паника охватила весь рынок, т.к. менять эту «уличную мебель» для отрасли было делом неподъёмным. Издатели и распространители опять смогли достучаться до Департамента СМИ и Департамента потребительского рынка, ретивых чиновников тогда удалось остановить.
И вот новая напасть: в конце августа чиновники московских управ и муниципалитетов опять решили «наехать» на прессу. Они стали требовать поменять киоски прессы, независимо от их состояния, на модели Москомархитектуры в течение нескольких месяцев, а в дополнение к этому покрыть территорию вокруг киосков тротуарной плиткой имени Собянина площадью до 20 кв.м. Самое удивительное, это то, что эти новые требования стали неожиданностью не только для столичного медиасообщества, но и для департаментов правительства Москвы. Складывается впечатление, что в новую эпоху Собянина утерян механизм управления из Центра нижним уровнем чиновников, и левая рука не ведает, что творит правая.
На фоне этой позиционной борьбы принципиально новой краской в столичных баталиях вокруг СМИ стало решение Счётной палаты, обнаружившей в городе незаконные траты на содержание столичных СМИ в размере 1,5 млрд. рублей. Таковы итоги проведенной Контрольно-счетной палатой Москвы проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2008-2010 годах на развитие телевидения, радиовещания и печатных СМИ. Вот именно эти полтора миллиарда рублей, а цифра, на мой взгляд, в реальности должна быть значительно больше, говорят о том, что в отношении нашей отрасли допускались серьёзные искажения и деформация свободного рынка. Полтора миллиарда – это не только удар по бюджету города, но это удар и по свободному рынку, это ограничение конкурентных отношений между СМИ, а в конечном счёте, в этом таится большой коррупционный потенциал.
В эпоху Лужкова коррупцией была пронизана, казалось бы, вся столичная атмосфера. Стало ли в эпоху Собянина лучше, выводы делать рано. В городе ещё сохраняются зоны, которые пока остаются пространством без нужной прозрачности и вне общественного контроля. Одной из таких сфер является зона Московского метрополитена. Попробуйте туда сунуться с инициативой открыть, к примеру, современный магазин прессы или медиасалон в прилегающем к метро подземном переходе. Мне известно, что многие независимые операторы московского рынка прессы это пытались сделать – результат был нулевой. Т.е. ответом от руководства Московского метро было молчание. Поэтому я задаюсь вопросом: останется ли зона Московского метрополитена сферой монополизма и коррупции или станет открытой и честной площадкой для нормального бизнеса в интересах Города? Сможет ли команда Собянина справиться с этим монстром так же легко, как с выкладкой тротуарной плитки вместо асфальта? Во всяком случае, и по сей день зона Московского метро остаётся закрытой монополизированной структурой при полном отсутствии гласности и контроля со стороны столичного медиасобщества.
В сталинскую эпоху чиновный люд, как известно, руководствовался принципом «трёх «У» - Угадать, Угодить, Уцелеть. Все перекосы (перегибы) московских чиновников на местах за последний год говорят о том, что принцип «трёх «У» продолжает владеть умами и сердцами этих граждан.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/39466.html)
На днях ко мне обратился корреспондент одного уважаемого издания с вопросом: Как мы оцениваем год правления Собянина? Стала наша отрасль за это время чувствовать себя лучше или хуже?Задумавшись над этой темой, я пришел к выводу, что в целом особых перемен как бы и не видно. Но с другой стороны, объектов мелкорозничной торговли в Москве стало меньше в 3 раза. Арбузные развалы исчезли, теперь эту ягоду можно купить только в магазинах на 20-30% дороже, чем раньше. Асфальт стали менять на тротуарную плитку. Оппозицию на Триумфальной перестали бить по голове. Вот, пожалуй, и всё.