Редакция портала PlanetaSMI.RU обратилась к президенту МАП Борису КУЗЬМИНУ с просьбой рассказать о полиграфической промышленности России, ее проблемах и перспективах.
— Борис Александрович, дайте свою характеристику современному состоянию рынка полиграфии в России.
— Полиграфия в последние годы потерпела значительные изменения, она модернизировалась. За двадцать лет она в корне изменилась, появилось много предприятий, особенно в сфере малого бизнеса. Сейчас возможности полиграфии значительно выше, чем спрос на них.
— Насколько технологически развиты современных полиграфпредприятия в нашей стране?
— Уровень вооруженности нашей полиграфии резко возрос. Последние годы процесс модернизации не останавливается, он все время совершенствуется, и связан с изменением ассортимента, заказов и требований качества, сроков исполнения. У нас в России широкая сеть децентрализованной печати, которая постоянно развивается. Издатели создают типографии по всей стране с учетом своей специализации. Главная задача сегодня состоит в том, чтобы состояние полиграфической базы в регионах соответствовало требованиям выпускаемых изданий.
С массовыми, многотиражными глянцевыми журналами дело обстоит сложнее. Раньше таких журналов было не так много, но они выпускались большим тиражом, все печатались в Москве, в типографии «Правда», и рассылались. Но, тем не менее, принцип централизации для выпуска подобных изданий остался. Можно по пальцам перечислить предприятия, которые способны с ними работать: «Пушкинская площадь», «Первый полиграфический комбинат», «Экстра М» и «Алмаз-Пресс».
Технологическое развитие полиграфии на современном этапе осуществляется комплексно за счет дальнейшего совершенствования традиционных способов печати и масштабного внедрения цифровых технологий, включая применение цифровых печатных машин различных типов. Это очень важный фактор, но недостаточный. Новые технические возможности полиграфического производства ставят и новые задачи по организации более эффективного бизнеса.
— Вслед за декларацией о скорой смерти печатной прессы, многие эксперты рынка пророчат постепенное угасание и полиграфического рынка. Каково ваше мнение по этому поводу?
— В ближайшие 25-30 лет этого не будет, а точнее этого не будет никогда. Этот вопрос можно вообще не поднимать. Полиграфия будет модернизироваться, где-то произойдет концентрация, где-то децентрализация. Сейчас все наше внимание приковано к развитию событий в издательской и распространительской сферах. От них зависит каким будет рынок печатной продукции. Но от этого не зависит суждение о том, будет или не будет полиграфия в будущем, а только то, какой будет издательская полиграфия.
Полиграфия вечна, никуда она не уйдет. Другое дело, каким будет уровень развития общества и его потребности. Как сложится конкуренция между электронными и печатными СМИ.
Интернет необходим для чтения новостей, работы, поиска информации. Мы это понимаем. Но многие психологи и физиологи утверждают, что человек не воспринимает серьезную информацию с экрана монитора.
Возможно, книгоиздание изменится, будет больше дешевой литературы… Но с другой стороны будут создаваться фолианты, произведения книжного искусства. Опять же женская половина населения никогда не откажется от глянцевых журналов. Даже сама реклама заставит глянец быть, воспроизведение рекламы в таких изданиях — это самый высший уровень, которого не может дать ни телевидение, ни Интернет. Поэтому прогнозируя будущее печатного рынка, мы не видим никаких оснований для паники.
Возможно, через 20-30 лет исчезнут ежедневные газеты, потому что новостной характер подачи информации не может конкурировать с Интернетом. Но профессионалы подсказывают, что информация для Интернета по качеству не может конкурировать с материалами печатных изданий. Ну хорошо, не станет ежедневных газет, так значит будут еженедельные, публикующие качественный, отобранный материал, с анализом и комментариями. Печать существует в мире пять с половиной веков, в России — четыре с половиной, и никуда она не исчезнет. А Интернет будет только способствовать развитию печати.
— Еще буквально несколько лет назад многие российские издатели предпочитали печатать свои тиражи за рубежом, в частности – в Финляндии. Однако, после недавнего кризиса ситуация начала изменяться. Какова ситуация сегодня? Вернулся ли российский издатель в местные типографии?
— Они и сейчас продолжают печататься на зарубежной полиграфической базе. Этот вопрос не директивный, а чисто рыночный. Отечественная полиграфия — уже давно составная часть общемирового рынка полиграфических работ, и издатель имеет возможность выбора, где ему выгоднее печататься. Здесь превалирует много факторов: качество, сроки, сервис… Но главный из них — цена. Единственным средством привлечения заказчика для полиграфии являются конкурентные преимущества. Когда они появляются, как это случилось после отмены таможенных пошлин на импорт мелованных бумаг, целый ряд изданий вернулся в отечественные типографии.
Вопрос ценовой конкуренции сегодня стоит очень остро. Вся отечественная полиграфия зависит от импорта. У нас нет своего оборудования, материалов, краски… Производственно-технический уровень современной полиграфии поддерживается импортом. В каких-то случаяхмы конкурентоспособны, в каких-то — нет. Ожидать появления возвращающегося из-за границы потока заказчиков пока не стоит.
— Падают ли на данный момент заказы на газетное производство и на журналы?
— В 2009 году производство резко упало, но сейчас оно восстанавливается. В общем объеме выпуска газет федеральные издания у нас составляют 30%, остальные (региональные) —70%. За последний год объем федеральных газет немного сократился, возможно — из-за качества печати, ведь понятно, что содержание федеральных газет рассчитано на определенный круг потребителей. Что касается журналов, то здесь большое значение имеет их тематическая направленность и охват читателей.
— Борис Александрович, расскажите о вашей ассоциации… Что представляет собой МАП?
— МАП как объединение является правопреемником Ассоциации предприятий, объединений и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ» — первого корпоративного объединения полиграфистов в стране, которое было создано в конце 80-х годов прошлого столетия. Это были бурные, смутные годы перестройки, когда в СССР ситуация начала резко меняться, произошли радикальные изменения в организации издательско-полиграфического комплекса страны.
В состав МАП сегодня входят ОАО «Первая Образцовая типография», ОАО «Типография “Детская книга”», ОАО «Типография “Печатный двор”», Смоленский, Ярославский, Саратовский, Тверской и Можайский полиграфкомбинаты, основные региональные газетно-журнальные полиграфические комплексы и многие другие компании.
— Какие задачи сегодня стоят перед МАП?
— Первостепенной задачей объединения всегда являлось укрепление консолидирующей роли МАП в решении общеотраслевых проблем, выступление с позиции коллективного органа полиграфистов в организациях законодательной и исполнительной власти, в сфере медийного профессионального сообщества, отстаивание интересов полиграфической сферы деятельности. Это и подготовка документов по наиболее актуальным проблемам развития отрасли, рецензирование законодательных и ведомственных актов, выполнение статистических анализов и проведение мониторингов, на основе которых осуществляется подготовка ежегодных отраслевых докладов о состоянии и развитии отечественного полиграфического производства.
В течение пяти лет наша отрасль занималась вопросом отмены таможенных пошлин на ввоз ряда полиграфических материалов. Частично он уже решен, мы начинали первыми заниматься этой проблемой совместно с Содружеством бумажных оптовиков. Все исходные документы идут от нас, а потом уже подключается профессиональное сообщество, отраслевые структуры, и под давлением такого лобби удается решить часть проблем. В свое время мы добились снятия налога и пошлины на ввоз полиграфического оборудования. Сейчас эта работа продолжается.
Прогресс в отрасли идет очень быстро, и вот уже появилась новая проблема — необходимость освобождение от налога на добавленную стоимость цифровых печатных машин промышленного типа.
В сфере деятельности МАП и другие вопросы: приватизация, техническое регулирование, подготовка кадров. Также ассоциация является соорганизатором ряда международных полиграфических выставок, некоторые из которых существуют уже двадцать лет. Проводим конференции и семинары, связанные с проблемами полиграфии, с поддержанием имиджа печатного дела в стране.
Одна из важных проблем заключается в том, что в связи с широким развитием электронных СМИ, с появлением средств индивидуального получения информации, Интернета, сохранение конкурентоспособности печатных СМИ и книгоиздания вступило в новую фазу. Появились мнения, что век Гуттенберга заканчивается. Да, падение выпуска печатной продукции — мировая проблема. У нас после 1991 года книгоиздание упало в пять раз, журнальное и газетное производство — в семь.
Сегодня производство печатной продукции остается прибыльным бизнесом. Интернет — очень перспективное средство коммуникации, но пока не бизнес. Перспективы выпуска печатной продукции — в руках издательской сферы и системы распространения. Здесь полиграфия — хоть и важное звено, но исполнительное. Тем не менее, она всегда последовательно реагирует на все изменения издательского заказа. За последние годы резко изменился характер газет, появились новые требования к выпуску журналов и, соответственно, к их полиграфическому исполнению, ужесточилась конкуренция с зарубежной полиграфической базой.
Все эти процессы, протекающие сегодня в медийной сфере, очень внимательно отслеживаются в нашей организации, и по мере возможности находят то или иное решение.
— Подводя итог, резюмируем — вы абсолютно уверены, что печатная пресса не умрет?
— На моем веку, и в жизни многих поколений такого не произойдет, я в этом уверен. Пока есть здравомыслящие люди, никакого заката дела, завещанного нам Иоганном Гуттенбергом и Иваном Федоровым, не будет.
Алина Свинцицкая
Источник: PlanetaSMI.RU