Политические партии намерены выбросить на рынок СМИ «издательский мусор»

С  началом предвыборной кампании в России наши основные политические партии решили осуществить серьезную экспансию в сфере издания и распространения печатных СМИ. Из публикаций на эту тему многое пока не ясно, но уже озвучены финансовые контуры этой партийно-издательской деятельности.

Как ни странно, наибольший объем затрат на эти цели предполагает осуществить «Справедливая Россия» - около 300 млн. руб., что позволит обеспечить суммарный тираж партийных газет 230 млн. экземпляров. На втором месте по планируемым затратам находится «Правое дело», их одноименное издание выйдет тиражом от 4 до 7 млн. экземпляров в неделю, затраты будут составлять  56 млн. рублей. На третьем месте по затратам находится коммунистическая партия. Их партийная касса на предвыборные СМИ выделяет более 60 млн. рублей, эта сумма позволит издать 35 млн. экземпляров предвыборных газет КПРФ. Средний тираж партийных газет ЛДПР составляет около 2 млн. экземпляров, но в предвыборный период они планируют значительно увеличить тиражи, однако информацию о том, сколько предполагается потратить на эти цели, партия не разглашает. «Единая Россия», естественно, таких затрат не планирует. И зачем вообще им напрягаться, когда большое количество печатных изданий в стране находится в их руках.

Надо признать, что по международным меркам все эти затраты являются сравнительно небольшими. Напомню, что на президентской кампании в США верхнего предела по сбору средств на затраты предвыборной кампании практически нет. Поэтому не случайно, что Барак Обама в прошлую кампанию потратил на себя любимого 750 млн. долларов, а в предстоящие выборы планирует потратить 1 млрд. долларов. В России избирательное законодательство ограничивает верхнюю планку затрат на избирательные цели для партий суммой в 700 млн. рублей. Кстати, в законе нет строгого ограничения по затратам на СМИ, что вызывает естественные вопросы в партийных планах по изданию предвыборных газет. Проблема в другом – какова будет потребительская и информационная ценность подобных изданий.  Боюсь, что таковой особо и не будет. Партийная пресса, выходящая на регулярной основе для партийцев, имеет свою целевую аудиторию и пользуется естественным спросом у членов соответствующих партий. Предвыборная литература в значительной степени уходит в макулатуру. Эти предвыборные издания, как правило, делаются весьма топорно, непрофессионально и не вызывают особого интереса у широких народных масс.

В планируемых миллионных тиражах политических партий главной ахиллесовой пятой является низкий потребительский спрос. Но даже если партийцам удастся создать качественный информационный товар, отсутствие продуманной системы дистрибуции сводит все усилия к нулю. Нераспечатанные пачки предвыборных газет обнаруживаются на сотнях свалок на всей территории страны.

Есть такой профессиональный термин на рынке СМИ – «издательский мусор». В России зарегистрировано более 70 тыс. газет и журналов, значительная часть которых относится к издательскому мусору, т.к. не продается в киосках прессы, плохо распространяется по подписке и загромождает каналы распространения, вызывая только лишние затраты на обработку тиражей, их перевозку,  возврат и утилизацию. Жаль, что на эти цели уходит огромное количество бумаги, а значит и древесины, леса, из которого все это делается.


В «Известиях» промелькнуло сообщение о том, что на издание и распространение одной предвыборной газеты нужно потратить 1 рубль 30 копеек. Цифра столь же странная, сколь некомпетентная. Себестоимость одного экземпляра с оплатой журналистского труда, редакции, аренды помещения и полиграфии – это уже серьезные затраты. Добавьте к этому транспортные затраты на перевозку по стране, оплату распространения издания – все это вместе может составить около 10 рублей на экземпляр. Кстати, той же газете «Известия», с учетом ее тиража, затраты только на распространение обходятся в 4 рубля. При миллионных тиражах редакторские и полиграфические затраты в расчете на один экземпляр  будут уменьшаться. С распространением этого не происходит или происходит в незначительной степени. В любом случае, 1 рубль 30 копеек никоим образом не покроет издательских и дистрибуторских затрат.

Есть иллюзия, что распространение бесплатных газет обходится дешевле, чем распространение через киоски, но это наивный взгляд, т.к. эффективность распространения бесплатных газет крайне низка, и именно они составляют часто груды мусора в подъездах жилых домов, на остановочных комплексах и на улицах города. Как тут не вспомнить распространение ленинской газеты «Искра», осуществляемое на спонсорские и немецкие деньги грамотными большевистскими распространителями. У этой газеты тиражи были маленькие, но каждый экземпляр со своим ленинским контекстом внедрялся в сознание пролетарских масс с большой эффективностью. И как не вспомнить известную фразу о том, что партийная пресса должна быть не только коллективным пропагандистом, но и коллективным организатором. Поучились бы нынешние партийцы профессиональному партийному строительству у искровцев.

А они учиться не хотят ни у искровцев, ни у нынешнего западногерманского журнала «Шпигель». Вместо того, чтобы жечь сердца глаголом, массам предлагают «издательский мусор». И делают это скучно, с оглядкой на власть, с высоким уровнем самоцензуры. Добавить к этому надо еще отсутствие умных российских партийцев, а также профессиональной системы распространения этой прессы, и результат будет очевиден. Вот бы экологам озаботиться проблемой сохранения российских лесов и ограничения печатного СМИ-мусора. Но зеленые молчат, экологам не до этого, в итоге большие деньги будут выброшены в макулатуру.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)