Журналист "Московской правды" поработал сельским почтальоном

Журналист "МП" стал ненадолго почтальоном и выяснил, почему весь мир подождет.

Хочу работать

Раньше профессию почтальона можно было считать заманчивой. Что может быть лучше работы на свежем воздухе рядом с домом? И на проезд не нужно тратиться, и всех соседей знаешь, да и прессу изучить перед тем, как опустить в чей-то ящик, никто не мешает. Теперь же все иначе, недаром в народе так популярен слоган: "Почта России - и пусть весь мир подождет".

Когда у нас в Подмосковье (Красногорский район, поселок Степановское) почтальон решила уволиться, жители встрепенулись: а кто же теперь газеты будет разносить? Тут и появился я (весь в белом), спаситель родного поселка. Правда, на поверку выяснилось, что и до меня желающих хватало, но всем им почему-то отказали.

Дорабатывающую последние дни перед увольнением Людмилу Александровну это очень удивляло:

- У нас и так начальника почты нет уже целый год, людям на газеты подписаться даже нельзя. Нет чтобы хвататься за любого желающего. А тут еще и придираются!

И действительно, зарплата была чуть выше столичного прожиточного минимума (а в ближайшем Подмосковье цены на продукты от столичных не сильно отличаются) - бери, казалось бы, любого. Но вашего покорного слугу руководство почты нанимать тоже не спешило:

- Молодой человек, ну зачем вам эта работа? Целый день тут сидеть, зарплата низкая, да и зрение у вас, я смотрю, не очень. А ведь придется много ходить, смотреть по сторонам: а если машина из угла выскочит, а вы не заметите, а если еще чего... - отговаривали меня в отделе кадров.

- Нет, хочу работать. Зарплата устраивает, на дорогах буду аккуратен, готов сидеть на почте целый день.

В общем, отдел кадров и руководитель Красногорского почтамта в конце концов сдались, и с мая в почтовом отделении "Степановское" стал работать новый разносчик газет.

Как оказалось, профессия почтовика в нашей стране действительно не сладка. Во-первых, продинамили с униформой. Хоть и обещали (сообщение о том, что нужно подать свои размеры одежды, пришло за день до окончания срока самого приема заявок). С другим антуражем тоже не повезло. К примеру, протертая временем чуть ли не до дыр сумка для газет (говорят, выдали аж в 2004 году), перекосившаяся от старости дверь, оббитый косяк у входа, заколоченные гвоздями оконные рамы (из-за чего стекла тут не мыли, похоже, со времен царя Гороха). Не внушало оптимизма отсутствие туалета и сигнализации.

Последнее обстоятельство вызвало, сами понимаете, наибольшую досаду. Вверенное мне почтовое отделение стоит на своем месте еще с 1970-х, до 2000 года неподалеку был общественный туалет, и проблема хоть как-то решалась. Остальные 11 лет почтовому руководству, видимо, было не до столь низменных проблем. Что до сигнализации - то это, по логике, необходимость любого заведения, где хранятся ценности (а на почте таковых хватает: посылки и кассовый аппарат хотя бы). Но у Почты России, похоже, логика своя.

Вам письмо

Моей целью было изучить современную почтовую систему и на собственной, так сказать, шкуре выяснить, почему она столь неспешна. Как оказалось, основных причин две.

В почтовой системе все письма оказываются только в руках почтальонов и сортировщиков. Последние-то чаще всего и "косячат". Нередко мне приходили письма, проштампованные кучей разных почтовых отделений, что свидетельствовало о тяжелой жизни конверта. Может, в отделе сортировки не смогли сразу решить, куда направлять письмо, и направляли не туда, может, адрес неправильно прочитали, а может, и просто положили по ошибке в ящик, предназначенный для другой местности. В таком случае, как мне рассказали, добросовестные почтальоны отправляют письмо обратно, а недобросовестные смело вскрывают и читают чужие письма - работа-то скучная, а письмо все равно уже, считай, бесхозное.

Мне досталась территория, где корреспонденция приходила, в основном, из банков и судов, так что соблазна читать эти письма даже не возникало. Но ничто не мешало мне чуть-чуть потянуть с доставкой послания, если оно, скажем, направлялось на улицу, где больше никто ничего не получал. В нашу "Книгу жалоб" то и дело приходят сообщения о задержке корреспонденции. Теперь точно знаю: в этом может быть виновен почтальон, поленившийся идти на дальнюю улицу из-за одного конверта.

Кстати, кто в каком случае виноват разобраться часто не составляет труда. Особенно, если речь о газете или заказном письме. Выяснить, выходил ли номер какого-либо издания в положенный день, можно в отделении подписки своего почтамта. Что до заказных писем и посылок, то все они имеют собственный индивидуальный номер, по которому отслеживается их нахождение в любое время суток (стоит только зайти на сайт Почты России). Во всех остальных случаях разобраться нелегко.

Зато получатели вывод делали моментально. В мое почтовое отделение не раз поступали телеграммы из суда в тот день, когда человеку уже нужно было явиться на процесс. Хотя, согласно исходным данным, сообщение было отправлено за неделю до этого. В таких накладках, естественно, был виноват отдел сортировки, но как это объяснить получателю? Только подумайте, что бы вы сделали, если бы к вам утром пришел почтальон и сказал, что вы через тридцать минут должны предстать перед правосудием? В моем случае люди часто сжимали кулаки и пытались, так сказать, как можно нагляднее донести свой протест до почтальона. Молодому парню "выскочить" из такой ситуации не проблема, а вот какой-нибудь старушке, коих среди почтальонов большинство, уже сложнее. Но, отдел сортировки проблемы старушек не волнуют. Впрочем, как и весь почтамт, ведь сотрудникам тут помогать не принято.

Один в потемках О том, что "Почта России" всемерно заботится о своих работниках, пишется и говорится постоянно. И, действительно, где только почтовики не участвуют: и канаты тягают, и детские праздники организуют, и самого красивого письмоносца выбирают, и больших чиновников, неожиданно приехавших с проверкой, с легкостью встречают, а потом еще и чаем угощают. Да, сотрудников не везде хватает, и корреспонденция приходит не вовремя, но зато у нас имидж сплоченной и сильной команды и бравурная реклама по всем каналам!

Какова на самом деле степень заботы начальства о подчиненных, удалось узнать в июне. А потом еще и в августе.

Началось все просто: перестал работать телефон. Меня это не испугало. Воодушевленный корпоративной газетой "Почтовые вести", которая, в отличие от других изданий, исправно доставлялась в наше отделение и не менее исправно рассказывала о внимательном к простым труженикам начальстве, я спокойно обратился к руководству. Администрация, естественно, возмутилась: мол, как же так, на почте - и телефона нет! После чего началась извечная чиновничья суета. Спустя месяц работы без телефона я несколько подустал раздражаться счетам за личный мобильный.

Спустя два месяца работы без телефона, а именно 1 августа, я оказался еще и без света. Тут-то и стало понятно, что такое настоящие проблемы: попробуй посортируй письма и газеты в утренней полутьме! Ни письменные, ни устные просьбы осветить фронт работ действия не возымели. Помогла "Московская правда": лишь опубликованная в "Книге жалоб" заметка о наболевших проблемах пробудила хоть какую-то реакцию со стороны начальства:

- Это что за гадости вы там пишете? - менторским тоном интересовалось на следующий день после выхода газеты руководство Красногорского почтамта. И, выслушав суть "гадостей", заключило: - Газета свет почте не даст, а врагов своим текстиком вы себе нажили!

Пишу я эти строки 12 сентября - света и телефона на моей почте по-прежнему нет.

Финал Напомню, что целью моего опыта было изучение почтовой системы на примере одного конкретного филиала. Вывод спустя четыре месяца работы неутешителен: запущенная какая-то система. Пусть и в одном отдельно взятом отделении. Но в одном ли?

Как можно наблюдать на моем примере, почтовая администрация заинтересовалась проблемным отделением лишь после информации в "МП". До заметки все жалобы игнорировались. Да и выход ее проблемы не решил: на меня накричали, мне пригрозили, но решать вопрос не стали. Можно предположить, что беспокойство у руководства вызвала именно всплывшая информация, а не отсутствие света, телефона, сигнализации и сотрудников. А сколько таких отделений, а значит, информации не всплывшей, по всей стране? И хватит ли на всех газетной площади одного издания? При всем желании "МП" не сможет уследить за всеми слабо развитыми почтовыми отделениями, это удел руководства ФГУП "Почта России". А насколько заинтересованно в совершенствовании системы руководство, думаю, уже ясно.

Никита С. МИТРОХИН
Источник: Московская правда