Отчётно-выборная конференция АРПП

12 сентября с.г. в «красном зале» гостиницы «Президент-Отель» состоялась VII отчётно-выборная конференция Ассоциации распространителей печатной продукции. В работе Конференции приняли участие представители свыше 70 организаций-членов Ассоциации, а также руководящие работники ведомств медиаиндустрии, общественных организаций отрасли, журналисты. Среди гостей конференции были советник комитета по информационной политики Государственной Думы РФ Л.В. Костина, заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий, начальник отдела департамента СМИ и рекламы города Москвы С.В. Лобанов, исполнительный директор ГИПП М.А. Давыдова.

Вёл заседание председатель правления АРПП А.В. Оськин. Он проинформировал собравшихся о том, что в адрес Ассоциации поступили поздравительные письма и телеграммы по случаю 15-й годовщины создания АРПП и с пожеланиями успешной работы отчётной конференции от  ряда зарубежных партнёров. Исполнительный директор АРПП Н.Б. Комиссарова зачитала письмо от  исполнительного директора Ассоциации периодики и книг Америки Лизы Скотт.

Президент АРПП Д.В. Мартынов в своём докладе остановился на основных моментах деятельности Ассоциации и стоящих перед организацией задачах. По словам Д.В. Мартынова, создание отечественного рынка печатных СМИ начиналось 20 лет назад с нуля.  За этот период пройден нелёгкий путь. Формирование рынка осложнялось локальными и глобальными финансовыми кризисами и сегодня вместо ожидаемого расцвета приходится говорить о больших проблемах, с которыми сталкиваются участники рынка печатной продукции. Помимо кризисов заметное влияние на отрасль производства и распространения газет, журналов и книг оказывают   Интернет, бурное развитие  прогрессивных цифровых технологий.

И всё это, подчеркнул докладчик, происходит на фоне тотального непонимания российскими властями роли и места прессы на информационном поле страны.

Д.В. Мартынов проанализировал ситуацию, которая сложилась в каждом сегменте распространения прессы – розничном, в магазинах самообслуживания, по подписке.

Киосковые сети испытывают влияние следующих негативных факторов:

- в результате финансового кризиса  произошло снижение покупательной способности и этот процесс происходит до сих пор;
- из-за растущего давления ритейла происходит отток продаж из киосков, в первую очередь журналов, в сети супермаркетов;
- демпинговая политика, проводимая ручниками, приводит к падению рентабельности киосков;
- действия властей многих городов страны, направленные на удаление киосков и лотков с городских улиц.

Докладчик привёл примеры сноса киосков в регионах. Отметил, что АРПП своими обращениями в администрации городов, к губернаторам удалось кое-где приостановить эти процессы.

В секторе дистрибуции прессы в супермаркетах растёт давление ритейла на дистрибуторов печатной продукции с целью увеличения «поборов», продолжается демпинг и попытки «подсидеть» друг друга среди дистрибуторов.

Операторы рынка подписки - почта, подписные агентства, альтернативные структуры -  имеют свои собственные проблемы, Однако в России институту подписки не оказывается такая многосторонняя поддержка со стороны государства, как это имеет место в большинстве других стран. Вместе с тем дотации на доставку периодики по подписке в Германии, Франции, США и других странах позволяют поддерживать относительно невысокие цены на подписку, что способствует реализации прав граждан на получение информации, даёт возможность сохранять высокие тиражи изданий.

Докладчик заметил, что АРПП на различных мероприятиях в Государственной Думе, совещаниях в профильных федеральных ведомствах, Комитете по СМИ города Москвы, в обращениях к руководителям страны, на своих конференциях, на сайте Ассоциации в Интернете неоднократно поднимала перечисленные проблемы, выдвигала инициативы по исправлению ситуации. И надо заметить, что эти труды в какой-то степени не пропали даром.

Во властных структурах усиливается понимание того, что индустрия печатных СМИ является важнейшей частью национальной экономики, что печатные средства массовой информации остаются важнейшим востребованным общественным институтом с высоким потенциалом развития, что, в свою очередь, предопределяет необходимость государственного участия в его поддержании.

Именно с таких позиций специальная рабочая группа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ разработала Стратегическую программу развития печатных СМИ в Российской Федерации на 2011-2015 годы. Весьма показательно, что разработчики программы практически в полном объёме учли предложения и инициативы, с которыми в последние годы выступала наша Ассоциация.

Реализовать эту программу ещё только предстоит. Сегодня же тревога за судьбу рынка нарастает, о чём свидетельствует падение розничных продаж CD-дисков, затем DVD-дисков, сокращение численности книжных сетей. Всё идёт к тому, что следующими в этой печальной цепочке могут стать розничные сети по продаже прессы.

Завершая своё выступление, Д.В. Мартынов  сказал, что если чего-то и удалось АРПП достичь, то это благодаря накопленному политическому багажу и активности членов Ассоциации. Не располагая значительными финансовыми ресурсами по сравнению с издательскими общественными организациями, АРПП старается быть площадкой для объединения различных сегментов рынка. И лидеры этих сегментов рынка или отдельные представители ведут активную работу. В числе этих лидеров докладчик назвал заместителя генерального директора Агентства «Роспечать» В.И. Кокорева, генерального директора ЗАО «Центропечать» А.В. Попова, генерального директора ЗАО «АРИА-АиФ» Г.В. Баринова, генерального директора ООО «АРПИ-Сибирь» С.Д. Гаврилова.

Кроме того, лоббирование стратегических интересов медиаотрасли осуществляется в виде участия в мероприятиях, проводимых в комитетах и комиссиях Совета Федерации и Государственной Думы, в Национальном Координационном Совете Прессы, в профильных министерствах и ведомствах, в комитетах и департаментах города Москвы. В ходе заседаний этих органов представители АРПП аргументировали проводимую Ассоциацией политику, разъясняли специфические особенности дистрибуции прессы, доказывали необходимость  модернизации законодательства в области СМИ.

Необходимо продолжать эту практику, т.к. только активной сплочённой работой мы сможем достичь позитивных результатов.

Заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий отметил, что бороться за права отрасли распространения печати, а на самом деле всего издательского дела в стране, дело нелёгкое. Постоянной и очень непростой работой по продвижению и защите отраслевых интересов, выстраиванию цивилизованного рынка прессы в стране, реально занимаются немногие. И вот среди этих немногих на лидирующих позициях всегда находилась, и, надеюсь, будет находиться АРПП. Именно так расценивает деятельность АРПП руководство Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, и именно на этой основе строит свои отношения с Вашей организацией.

По мнению Г.Н. Кудия, практика АРПП обращаться в различные государственные инстанции с целью защиты интересов распространителей печати и издательской отрасли в целом заслуживает одобрения.  Многим инстанциям это не нравится, многие считают такую интенсивность пиаром, но ведь всегда на такие письма готовятся ответы, так или иначе, чиновный люд должен обращаться к проблеме, а значит и лучше понимать её при принятии конкретных решений. Это не значит, что они будут 100% позитивными, но то, что более основательно проработанными – точно. К тому же таким образом выполняется ещё одна функция гражданского общества – общественного контроля. Органы власти получают сигнал - за вашей деятельностью заинтересованно следят, следовательно, всякие неверные решения будут немедленно преданы огласке, что тоже многих заставляет, как минимум, быть осторожнее.

Далее докладчик представил соображения относительно перспектив дальнейшего развития средств массовой информации. В сложившейся медийной реальности и российских, и зарубежных издателей печатной периодики вопрос как жить дальше, конечно же, беспокоит очень серьёзно. При этом вектор их поиска пока в основном сконцентрирован на том, сосредоточиться ли преимущественно на развитии и обеспечении прибыльности электронных версий своих изданий, или же сделать главный упор на печатную прессу, а интернет и «новые медиа» использовать как союзников в её продвижении.

Одна из точек зрения заключается в том, что «новые медиа» будут набирать обороты и стремиться расширить сферу своего проникновения, но традиционные пресса, ТВ и радио постараются не сдавать позиций и будут сами активно проникать в digital-среду. При большом желании это, конечно, можно расценивать и как «смерть» традиционных СМИ, но в действительности данное явление следует рассматривать как их естественное развитие и эволюцию, которая имеет свои плюсы и минусы для потребителей и бизнеса.

Необходимо отметить и постепенно растущее понимание того, что Интернет традиционную печать ни теперь, ни в будущем заменить не в состоянии. Несмотря на стабильный рост показателей Интернета, как источника информации он в настоящее время уступает и телевидению, и прессе. Скорее всего, так будет и впредь.

Хоронить прессу рано, подчеркнул Г.Н. Кудий. Надо всячески бороться за печатное слово и его доступность для населения. Именно в этом, на мой взгляд, и состоит стратегическая миссия Ассоциации распространителей печатной продукции, которую нам всем вместе надо как можно лучше воплощать в жизнь.

Принципиально иное мнение о судьбе печатных СМИ высказал директор ООО «Информбюро» С.А. Кондрашев. В последнее время наблюдается устойчивое падение интереса к чтению. По информации Российского книжного союза, 45% взрослого населения страны не читают вообще.

Само по себе возникновение и развитие Интернета не являлось отрицательным обстоятельством для существования печатной продукции. Однако появление именно iPad и других планшетников стало переломным моментом. Планшетники сыграли по отношению к бумаге ту же роль, какую пергамент - по отношению к восковым и глиняным табличкам, а бумага, в свою очередь, - по отношению к пергаменту и бересте. Окончательный вывод бумаги из оборота в качестве основного носителя информации произойдёт, когда рынок наполниться массовой дешёвой продукцией. На примере  iPhone, докладчик показал, что путь от элитного до массового продукта проделан за два с половиной года.

За отчётный период (2009-2011гг.) в законодательном регулировании отрасли произошли наиболее значимые и радикальные изменения. Вступил в действие Закон №381 («О торговле»), права на ЕНВД лишились предприятия со штатным расписанием более 100 человек, взносы в различные фонды (бывший ЕСН) выросли в 2,5 раза (до 34%).  Таким образом, действия государства в основном усугубили и без того объективно неблагоприятную обстановку. Единственным аргументом, позволившим небольшим региональным сетям противостоять натиску распоясавшихся муниципалитетов, явился Закон о торговле. Опираясь на его положения, удалось сохраниться киосковым сетям в Перми, Курске, Владивостоке.

В предстоящий переломный для дистрибуции период работа АРПП по взаимодействию с властными структурами будет по-прежнему строиться по двум принципиальным направлениям: облегчение налогового бремени и совершенствование Закона о торговле. Надо только отдавать себе отчёт в том, что утопические пожелания о возврате ЕНВД не имеют ни малейших шансов на реализацию.

Предрекаемая смерть газет в их бумажном исполнении примет окончательные формы с разрушением системы доставки газет и журналов. Система дистрибуции в состоянии выполнять свои функции, вообще, существовать, лишь при достаточном наполнении товаром и ассортиментом. Никакими логистическими изысками не изменить природу низкорентабельной экономики распространения. Поэтому сохранить систему дистрибуции до момента перехода на новые носители информации хотя бы половины населения является государственной задачей. Представляется, что именно эта логика должна быть воспринята разумной властью, которая не может не быть заинтересована в доставке информации до электората.

Генеральный директор ООО «АРПИ-Сибирь» С.Д. Гаврилов посвятил своё выступление деятельности АРПП в регионах. Подчеркнул, что проявляемая Ассоциацией забота о поддержании региональных рынков прессы, существенно помогает распространителям на местах решать проблемы с властями. Обращения к представителям региональных органов власти от имени общероссийской общественной организации дают больший эффект, чем  ведущийся диалог между распространителями и местными чиновниками, подчеркивают важность медийной отрасли. Именно вмешательство АРПП помогло в ряде случаев приостановить снос киосков в некоторых городах. Следует и в дальнейшем продолжить практику таких обращений. В пользу этого говорит тот факт, что письма в регионы в поддержку киосковых сетей, которые направила АРПП по итогам работы XX конференции АРПП в Израиле, были прочитаны в субъектах Федерации и более 30% региональных органов власти отреагировали на них.

В целях повышения эффективности этой работы  С.Д. Гаврилов предложил адресовать подобного рода обращения непосредственно в муниципальные образования, а не губернаторам.

Исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати М.А. Давыдова дала высокую оценку характеру отношений между ГИПП и АРПП. Отметила, что обе общественные организации стараются совместно поддерживать инициативы по совершенствованию рынка СМИ, защите интересов участников этого рынка. Подчеркнула, что общность решаемых ГИПП и АРПП задач служит хорошей основой для дальнейшего развития плодотворного сотрудничества.

Конференция единогласно приняла резолюцию  «Об итогах работы АРПП в 2009 - 2011 г.г. и задачах на 2012 - 2013 г.г.», в которой дана положительная оценка работы правления и секретариата АРПП.

Состоялись выборы руководящих органов АРПП. Президентом Ассоциации избран Д.В. Мартынов. Было также выбрано правление АРПП и избран аудитор АРПП.

На Конференции были вручены золотые медали АРПП «За выдающийся вклад в развитие медиаотрасли»  и памятные дипломы наиболее активным деятелям медиаотрасли.



Пресс-служба АРПП