Проблемы книжного рынка и предложения АРПП по его развитию

В обобщённом виде ситуация на книжном рынке выглядит следующим образом: - Сокращение объемов тиражей и, как следствие, рост выпуска малотиражной продукции. - Основная часть книг на рынке реализуется через независимые книжные магазины.- Одна из основных негативных тенденций, отрицательно влияющая на рынок – это спад читательской активности российского населения. Досуговые предпочтения россиян все больше смещаются в сторону телевидения и Интернета.

- Печатный формат книг по-прежнему остается доминирующим: этому формату чтения книг отдает предпочтение подавляющее большинство читателей.
- Рынок электронных книг пока  слабо развит, но по мере своего развития будет оказывать всё более сильное давление на рынок печатных книг, сокращая его объёмы.
- Книжные магазины переживают не лучшие времена. Столкнувшись с проблемами финансового характера, они либо закрываются, либо переезжают на новые, более дешевые площади.
- Среди населения все большее распространение получает практика покупки книг через Интернет.
- В среднесрочной перспективе по оценкам РБК совокупный объем издательского рынка значительно не упадет, а будет развиваться за счет расширения структуры ассортимента и структуры книгораспространения.
- Печатный формат книг в среднесрочной перспективе сохранит доминирующее влияние на книжном рынке. В то же время, рынок электронных книг ожидает бурный рост, который пока сдерживается правовыми и технологическими издержками (высокие цены на ридеры, отсутствие законодательной базы для развития рынка электронных книг и т.д.)

Ассоциацией распространителей печатной продукции разработаны предложения и рекомендации по развитию книжного рынка России:

1.Активно применять стратегию 360 градусов (продвижение контента на всех видах носителей по всем возможным каналам).
2.На государственном уровне принять комплекс мер антикризисной поддержки книжной отрасли (доступ к приемлемым кредитным ресурсам, снятие таможенных пошлин на бумагу, проведение жесткой муниципальной политики по снижению арендной ставки для книжных магазинов и созданию новых торговых площадей).
3.Разработать комплекс мер, направленных на борьбу с пиратством, тормозящим формирование эффективной модели развития индустрии книг в условиях цифровой революции, в частности,  внести изменения в IV часть Гражданского кодекса РФ, сдерживающего развитие электронного книгоиздания и интернет-торговли.
4.Наладить взаимодействие книгоиздания и книжной торговли с библиотечными сообществами.
5.Ввести дополнительные льготы для продвижения печатных книг в России в целях повышения интереса к чтению у молодёжи и повышении культурного уровня населения.
6.Активно развивать новые технологии по реализации цифрового контента в интернете, а также изготовление книг по требованию.

Источник: Блог Дмитрия Мартынова в Живом Журнале (d-martynov.livejournal.com)