Дистрибуторы прессы не могут договориться с московскими чиновниками

Московские районные управы разослали дистрибуторам прессы новые договоры на размещение киосков: они требуют полностью заменить конструкции в соответствии с требованиями Москомархитектуры, а прилегающие территории заасфальтировать или выложить плиткой. Дистрибуторам пришлось бы потратить на это минимум 1,2 млрд руб. Но департамент СМИ и рекламы Москвы рекомендовал пока не соглашаться на требования управ.

В конце августа московские районные управы предложили сетям дистрибуции прессы заключить договоры на право размещения мелкорозничных объектов на новых условиях, рассказал "Ъ" председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. Владельцам киосков предложено в сроки от двух до десяти месяцев установить на месте существующего киоска новый, внешний вид которого будет соответствовать одному из четырех типовых архитектурных решений, опубликованных Москомархитектурой 22 августа (объекты "Классика", "Модерн", "Современный", "Универсальный").
Сроки действующих договоров в основном истекают уже в конце года, отмечает гендиректор АРИА-АиФ Герман Баринов. "Многие киоски практически новые, и мы рассчитывали, что менять их в ближайшее время не потребуется",— жалуется он.

По оценкам участников рынка, установка нового киоска будет стоить не менее 500 тыс. руб., действующие модели обходятся дешевле — в 250-320 тыс. руб. Замена всех 2,4 тыс. московских киосков прессы может обойтись владельцам в 1,2 млрд руб.

По информации АРПП, в отдельных районах от дистрибуторов также требуют за свой счет и в сжатые сроки благоустроить, то есть покрыть асфальтом или выложить плиткой, прилегающую к киоску территорию в пределах 20 кв. м. Затраты на благоустройство могут оцениваться примерно в 30-40 тыс. руб.

По данным АРПП, в Москве расположено около 4 тыс. точек продаж печатной продукции, из них около 2,4 тыс. приходится на киоски (остальное — павильоны, лотки, точки продаж в супермаркетах, продажи с рук), средний оборот каждого из них — около 20 тыс. руб. в день. Крупнейшие сети — "ДМ Дистрибьюшн", "Центропечать", АРИА-АиФ, "Роспечать". На киоски приходится около 35% оборота продаж прессы в Московском регионе. Розничные продажи прессы в России в 2010 году могли составить около 44,5 млрд руб., заявляли представители Роспечати.

Типовые проекты розничных торговых модулей были впервые представлены Москомархитектурой в январе этого года. Тогда же ведомство разработало и новый проект размещения объектов, согласно которому количество киосков прессы в столице должно было сократиться почти в три раза — с 2,4 тыс. до 837 штук. Как сообщал "Ъ" 28 марта 2011 года, дистрибуторам все же удалось убедить московское правительство не трогать прессу: по поручению Сергея Собянина департамент торговли и услуг города предупредил префектуры о необходимости "сохранения сформировавшегося информационного поля Москвы, а также бесперебойного функционирования розничной сети распространителей прессы". После этого киоски были вписаны в новые схемы размещения в прежнем объеме.

Замруководителя департамента СМИ и рекламы Москвы Юлия Казакова вчера заявила "Ъ", что требования, предъявленные управами, не отражают позицию департамента, а сам типовой договор должен быть пересмотрен. "Мы рекомендуем компаниям пока не подписывать договоры",— заявила она, добавив, что на уровне межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка уже принято решение не требовать срочной замены всех киосков. "Замена нужна лишь в тех случаях, когда существующие объекты сильно изношены, причем участники рынка пока еще имеют возможность представить свои варианты типовых конструкций",— заверила госпожа Казакова. Благоустройство территории, по ее словам, останется обязанностью дистрибуторов, но сроки его проведения должны быть гибкими.

Павел Белавин
Источник: КоммерсантЪ