ФАС России: Задача — создать конкурентную среду в новой системе госзаказа

15 сентября 2011 года в пресс-центре РБК прошла пресс-конференция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, на которой был представлен текст законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа в России».
Встречу с журналистами провели заместитель руководителя ФАС России Андрей ЦАРИКОВСКИЙ и начальник Управления контроля госзаказа ФАС России Михаил ЕВРАЕВ.

Принятый в 2005 году Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил систему госзаказа, и создал конкурентную среду в этой сфере, которая до этого практически отсутствовала.

За пять лет действия закона в России значительно усовершенствовались механизмы закупок, появилась информационная открытость и условия для развития добросовестной конкуренции. Это позволило обеспечивать закупки для государственных и муниципальных нужд на качественно ином уровне, а также сэкономить для бюджета за пять лет (2006-2010 гг.) более 1 триллиона 132 млрд рублей.

Вместе с тем на сегодня остаются нерешенными целый ряд вопросов, а реформа системы госзаказа в стране до сих пор не решена.

«Первым вице-премьером РФ Игорем Ивановичем Шуваловым было принято решение о создании рабочей группы по формированию единых подходов к реформе госзаказа.

{phocagallery view=switchimage|basicimageid=2917|switchheight=480|switchwidth=640|switchfixedsize=0|float=left}Создана открытая публичная система размещения госзаказов с четкими и понятными для всех правилами игры, — сказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. — Появились совершенно новые формы госзаказа, которые передаются из страны в страну. Практически все страны с новой и быстро развивающейся экономикой, такие как Бразилия и Россия, уже встали на путь развития электронных аукционов».

Спикер обратил внимание участников пресс-конференции на то, что многие называют федеральный закон №94-ФЗ «законом о госзаказе», что не верно, это — закон о размещении госзаказа.

«Нам нужны законы и системы, которые позволяют работать со всем госзаказом в целом, — уточнил Андрей Юрьевич. — А это огромное количество стадий: планирование, создание типовых форм, централизация госзакупок и т.д. Нужда единая система, и все это понимают. Поэтому точка зрения ФАС и представителей бизнеса — надо сохранить то, что есть, при этом кое-что исправить».

Спикеру был задан вопрос — определены ли сроки создания единой системы госзаказа? «ФАС считает, что чем раньше такая система появиться, тем лучше. Мы приложим все усилия, чтобы уложиться в осеннюю сессию»,   — ответил Цариковский. И добавил — « Наши предложения станут публичными и доступными для всех, 15 сентября сего года они появятся на сайте ФАС России».

Освещая тему основных предложений ФАС России по совершенствованию законодательства о размещении госзаказа, спикер указал: «Я бы разделил предложения ФАС на две основные магистральные составляющие части. Одни предложения направлены на построение всей системы госзаказов. Вторые, и это для нас одно из самых важных направлений, — на совершенствование системы размещения госзаказа».

Взявший следом слово начальник Управления контроля госзаказа ФАС России Михаил Евраев представил предложения ФАС в форме законопроекта. Концепция этих предложений была озвучена еще в феврале-марте 2011 года. Данные предложения основаны на поручении Президента и Правительства РФ.

В частности, спикер остановился на ключевых достижениях закона 94-ФЗ: «Если раньше информация о госзаказах размещалась только в печатных СМИ, то после принятия ФЗ №94, вся информация размещается на едином общероссийском портале . До принятия закона можно было менять условия контракта как угодно и расторгать его в одностороннем порядке. Сейчас появилась твердая цена контракта, неизменность условий и четкие требования, которые можно предъявлять предпринимателям. Кроме того, предприниматель теперь имеет действенную быструю процедуру защиты своих прав, всего за пять рабочих дней».

Начальник Управления ФАС обратил внимание на то, что в 2010 году в службу поступило порядка 28 тысяч жалоб, обоснованными была признана половина из них, поэтому в 50% случаев права предпринимателей были восстановлены.

Представитель ФАС обрисовал и существующую структуру госзаказа.

Спикер отдельно остановился на вопросе качества предоставляемых государству услуг: «На наш взгляд ФЗ №94 существенно повысил качество закупаемых товаров, работ и услуг. Многие заказчики стали больше задумываться над тем, что они покупают, — сказал Евраев, и привел пример. — Если заказчики выставят некачественные требования, то у них могут возникнуть с качеством самого заказа. Можно сказать, что госзаказ теперь стал действительно прозрачным с точки зрения общественного контроля». Что подразумевается под «общественным контролем» заказчик пояснил на примере: «Многие СМИ начинают свой день с того, что заходят на единый общероссийский портал госзакупок, смотрят, что нового там покупается… По итогам их расследований порой возникают скандалы. Их отголоски сказываются на недобросовестных заказчиках, которые отказываются от своих торгов, корректируют документацию. Все это и называется общественным контролем, появившимся у нас благодаря закону №94 и запустившемуся в Интернете с 1 января 2011 общероссийскому порталу».

Говоря о плюсах электронных аукционов, Михаил Яковлевич назвал введение электронной цифровой подписи (ЭЦП), которую в настоящее время имеет уже около полутора миллионов человек по всей стране. «Ее введение — огромный технологический прорыв для всей России», — заключил спикер.

Рассказал Евраев и о показателе эффективности процедур размещения заказов. «Электронный аукцион является наиболее эффективным способом размещения заказа, который обеспечивает более высокую конкурентную среду по сравнению с конкурсным и позволяет получить большую экономию при заданном качестве продукции», — подытожил Михаил Евраев.

Из планов — доработка ФАС России законопроекта, направленного на создание системы, в которой будут «увязаны» все стадии госзаказа. Законопроект направлен на создание комплексной системы госзаказа: планирование, отбор исполнителя, сопровождение контракта, контроль и анализ закупок. Причем планирование будет строиться по системе централизации. «У нас сейчас существует порядка 210 тысяч заказчиков. И мы не можем каждому заказчику предоставить по несколько профессионалов, разбирающихся во всех товарах, работах и услугах. Поэтому одна из ключевых задач сферы государственного заказа — централизация. Причем централизация не лотов, а функций».

«Мы должны создать профессиональные уполномоченные органы. Они уже существуют в целом ряде субъектов РФ. И эти органы, по сути, оказывают профессиональную помощь заказчику, — пояснил Евраев, и озвучил предложение ФАС. — Мы предлагаем создать уполномоченные органы на федеральном уровне при главных представителях бюджетных средств». Кроме того, выступая от имени ФАС, Михаил Евраев обозначил еще несколько предложений службы.

Первое — создание единого центра экономической конъюнктуры рынков. Центр будет осуществлять мониторинг цен, исследования по различным товарам, работам, услугам и ценам в разрезе федеральных округов и субъектов РФ. Вся эта информация будет размещаться на портале, и заказчики смогут использовать ее при выставлении начальной максимальной цены контрактов.

Второе — ФАС предлагает ввести ряд мер по снижению коррупционности в сфере госзакупок в рамках новой редакции закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, нововведения касаются отбора исполнителей контракта. Предлагается в ходе проведения конкурса отменить запрос котировок, так как на сегодняшний день это дает возможность размещения госзаказов у структур, аффилированных с заказчиком. Запрос котировок предлагается заменить коротким электронным аукционом.

И третье — ФАС предлагает регламентировать дополнительные требования к заказчику. Если сумма контракта превышает 50 млн руб., заказчик будет обязан выставить требование о допуске к торгам только тех компаний, которые ранее выполняли контракты на сумму, не меньшую, чем 20% от суммы контракта.

Татьяна Сорокина

PlanetaSMI.RU