Об этом ведомство сообщило в ежегодном докладе о состоянии конкуренции в России, а также обращает внимание на несовершенство закона об иностранных инвестициях: имеющиеся в нем пробелы правового регулирования позволяют участникам рынка средств массовой информации не согласовывать свои сделки с иностранными инвесторами. Так, согласно букве закона, в случае, если СМИ является "стратегическим хозяйствующим субъектом", то оно должно согласовывать свои сделки с иностранными инвесторами со специальной правительственной комиссией. И главным показателем того, что СМИ является стратегическим хозяйствующим субъектом, является объем его тиража не менее миллиона экземпляров.
Поэтому, как сообщает ФАС, "сегодня в России отсутствует учет и контроль достоверности тиражей, указанных издателем. И данный факт может являться основанием для сознательного занижения тиражей в периодических печатных изданиях в целях ухода от необходимости согласования сделок с иностранными инвесторами в соответствии с законом об иностранных инвестициях". И это дает ФАС повод считать, что вполне возможны ситуации, когда иностранный инвестор, планирующий установить контроль над СМИ, уже является учредителем и издателем мелких периодических печатных изданий одной тематической направленности. И в этом случае, даже если тираж отдельного номера таких изданий составляет менее миллиона экземпляров, совокупный тираж вполне может превышать миллион экземпляров. Так, например, у ИД "Бурда" 40 ежемесячных журналов, 6 еженедельников, 8 журналов, выходящих раз в две недели и 1 журнал, выходящий раз в два месяца. И, несмотря на то, что тираж отдельных журналов ИД не превышает миллиона экземпляров, деятельность издателей все равно может попасть под подозрение ФАС в монополизации рынка журнальной периодики.
Так, ФАС обращает внимание на факт того, что "при согласовании сделок в отношении обществ, осуществляющих деятельность в сфере теле- и радиовещания, имеют место “временное” аннулирование лицензий или переоформление лицензий на других лиц, переоформление лицензий в целях расширения сферы вещания и получение новых лицензии в процессе согласования сделки". И поэтому компания не может быть признана стратегическим хозяйствующим субъектом, хоть, по сути, таковым и является. И такие же проблемы существуют и в сфере теле- и радиовещания. И для ужесточения контроля за объемом тиражей и иностранными инвесторами было решено создать рабочую группу с участием представителей ФАС, Минкомсвязи и Роскомнадзора для решения вопросов нормативно-правового регулирования в сфере кабельного ТВ, печатных СМИ и связи.
Однако участники рынка средств массовой информации заявляют, что зачастую напротив завышают информацию об объеме тиража для привлечения рекламодателей. "ФАС в данном случае решила действовать, видимо, в интересах государства, а не общества. Потому что главный скандал с тиражами состоит в том, что с помощью тиражей надувают и читателей, и рекламодателей. Это действительно проблема", — комментирует завкафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский. А бывший министр печати и информации Михаил Федотов подтверждает, что проблема завышения данных о тиражах весьма актуальна сейчас, так как сильно искажает рынок СМИ. "Система сертификации тиражей в России до сих пор не налажена, хотя необходимый законопроект был подготовлен еще 11 лет назад, — напоминает экс-министр. — Будет замечательно, если ФАС и Минкомсвязи создадут такую систему", - добавляет Федотов.
Интересен тот факт, что теоретиков журналистики искажение данных о тиражах беспокоит довольно давно, а ФАС обеспокоилась этим вопросом только сейчас – в преддверии выборов.
Дарья Фазлетдинова
Источник: Lenizdat.ru
Федеральная антимонопольная служба считает, что российская пресса умышленно занижает тиражи изданий для того, чтобы избежать правительственного контроля над иностранными инвестициями в СМИ. И поэтому требует ужесточения контроля над фактическими тиражами изданий.