Сегодня только на российском медиарынке в постоянном обороте находится более 13 тысяч газет и свыше 20 тысяч журналов. Однако лишь редкий участник печатного сообщества излучает твердую уверенность в его светлом будущем. Стремительное развитие информационных технологий и нарастающая «интернетизация» общества ставят перед создателями и распространителями периодики сложную задачу поиска новых концепций и проектов, новых оформительских идей.
Перспективы газет и журналов в современных условиях обсудили на прошлой неделе, как уже сообщала «Липецкая газета», участники совещания, состоявшегося в малом зале областной администрации. По окончании заседания «круглого стола» интервью нашему корреспонденту дал председатель Ассоциации распространителей печатной продукции России Александр Оськин.
— Александр Владимирович, почему местом проведения этой встречи была выбрана Липецкая область?
— В России сложилась весьма неоднозначная ситуация с распространением газет и журналов. В некоторых субъектах Федерации этому вопросу не уделяется практически никакого внимания. Наша ассоциация даже составила «черный список» из пятидесяти регионов, где ситуация складывается наиболее плачевно. На этом фоне Липецкую область можно назвать настоящим медиараем. По числу торговых объектов прессы на душу населения Липецк вышел на среднеевропейский уровень, то есть один объект на тысячу жителей. Для сравнения скажу, что Москва отстает от Европы по этому показателю в три раза, Санкт-Петербург — в три с половиной, а Россия в целом — в четыре раза.
Липецк в этом отношении лучше всех. Здесь газеты и журналы представлены не только в киосках и супермаркетах, но и в больницах, бизнес-центрах, у проходных предприятий, на улицах, — словом, создан режим максимальной доступности. «Почта России» в регионе реализует около 400 наименований газет и журналов в отделениях связи. В области выходит много своих изданий, причем немалыми тиражами, а в целом продажи прессы и книг не падают, а растут. Это наряду с телевидением, радио, многочисленными веб-сайтами и порталами. На основании всех этих данных мы и посчитали целесообразным провести совещание в вашем городе. Поспособствовало этому и приглашение, направленное от администрации региона.
— И все же многие специалисты оценивают будущее печатных СМИ в России пессимистично. Они уверены, что скоро править бал на медийном рынке будет Интернет...
— Существует даже версия, что последняя газета выйдет в свет в 16.00 31 декабря 2037 года... Знаете, когда в первой половине XX века в жизнь человека начало врываться телевидение, многие думали, что оно вскоре затмит собой и кинематограф и, тем более, театр. Однако прошли десятилетия, а эти прогнозы все еще не сбылись и вряд ли когда-нибудь сбудутся.
Возьмем, например, западные страны. Доступ ко Всемирной паутине там имеет несравнимо большее число людей, чем в России, и в то же время газеты издаются миллионными тиражами и имеют большую читательскую аудиторию. Все от того, что издатели сумели грамотно приспособиться к новым условиям, нашли нишу, в которой Интернет закрепиться не сможет, и прочно в ней обосновались. Попутно они начали менять свой формат и становиться целыми медиахолдингами. Известный немецкий еженедельник «Шпигель» одним из первых начал выходить в электронном варианте и производить собственный видеоконтент. Журналисты быстро поняли, что оперативную информацию лучше всего выдавать в сети, а для печатных страниц больше подойдут аналитика и развернутые комментарии к тем или иным событиям. Но и это еще не все. Недавно мне довелось держать в руках уникальный журнал. Вместо фотографий на его страницах располагались маленькие экранчики, способные воспроизводить видео. Пока только рекламное, но пройдет несколько лет, и эта технология произведет настоящий фурор в мире печати.
— То есть подобный подход может помочь и отечественной периодике?
— Конечно. Как я уже говорил, Интернет в России пока распространен не повсеместно. Регулярный доступ к нему имеет не более 40 процентов наших граждан. Но это не значит, что владельцам периодических изданий можно почивать на лаврах. Ведь динамика пока получается неблагоприятная — уровень спроса на печатные СМИ снижается в среднем на два процента каждое полугодие. Поэтому нужно стремительнее развиваться, искать новые формы подачи материала, заинтересовывать читателей. В этой связи показателен пример «Комсомольской правды». В этом издании среди журналистов отныне активно культивируется универсализм. То есть корреспонденты приспосабливают один и тот же материал как для печатной версии, так и для Интернета. А уже сейчас приступают к производству видеосюжетов. Таким образом удается охватить самую широкую аудиторию.
— Что должно представлять из себя современное конкурентоспособное издание в плане содержания?
— В первую очередь, оно должно быть качественным. Сейчас это понятие включает в себя множество аспектов: достоверность информации, глубину погружения в тему, неординарность подачи материала и многое другое. Здесь, кстати, скрывается колоссальный резерв, позволяющий не уступать Интернету. Виртуальное пространство, конечно, обгоняет газеты в плане скорости подачи информации. Но сайтов появилось так много, что рядовой пользователь может просто заблудиться в нескончаемом информационном потоке. К тому же в сети зачастую попадается недостоверная, «желтая» и даже опасная для читателя информация. В серьезном же издании, где работают профессионалы, любая новость перед попаданием в номер проверяется-перепроверяется по нескольку раз, а из любого события грамотный автор старается выжать, прежде всего, главные моменты.
— Существуют ли объективные оценки качественных изданий?
— В рыночных условиях такой критерий один — читательский спрос. Если издание удовлетворяет запросы человека, то он голосует за него рублем. Либо покупает в точке распространения, либо оформляет подписку. Если таких людей набирается много, значит, издание действительно стоящее и движется в правильном направлении.
Максим Ионов
Источник: Липецкая газета