Иван Засурский, главред «Частного Корреспондента» об опыте использования вирусного редактора

Некоторое время назад по просторам сети начал гулять термин “вирусный редактор”.

Он означает некое существо интернета, которое “уничтожило монополию СМИ на производство новостей, аналитики, мнений, а также на массовое и оперативное распространение информации” (цитаты из материалов Андрея Мирошниченко «Существо интернета. 12 тезисов о вирусном редакторе» и «Вирусный редактор Интернета и смерть газет»).

Явление это (или это существо?!) эффективно используют многие онлайн-издания. Своим опытом делится Иван Засурский, создатель и главный редактор онлайн-газеты «Частный Корреспондент», выступивший 22 сентября с публичной лекцией в Бишкеке.

Вирусный редактор – распределенное существо интернета, нейронная сеть, по сути, первый удавшийся искусственный интеллект. Искусственный, потому что создан в технической среде, хотя проводящими «нейронами» этой сети являются сами люди-юзеры.

Иван Засурский: Как я отношусь к вирусному редактору? Я его использую! Мое издание не делает рекламы, трафиком не меняется, у меня аудитория 30-50 тысяч посетителей в день, у конкурентов – 300 тысяч посетителей в день. Но кто ваша аудитория, спрашивается? Конечно же, есть прайс-листы, где написано, что эта самая аудитория (все  300 тысяч) – руководители высшего звена с кучей денег.

А в действительности это - какие-то люди непонятно откуда. В большинстве своем - подростки, которых можно “на сиськи” взять… на что-то такое. И это девальвирует понятие трафика. Если у издания 300 тысяч таких посетителей в день, то почем их продавать? По копейке? Из-за этого страдает весь рынок!

Но есть новый тренд, который состоит в том, чтобы делать социальные медиа (то есть, медиа адаптированые к социальным сетям). Именно это спасло “Частный Корреспондент”, а не все те деньги, которые мы сожгли на этом проекте. Год назад мы стали бета-партнером фейсбука в России и первые сделали социальную адаптацию. Теперь мы партнеры и Вконтакте.

Мы просто делаем медиа, которое специально приготовлено для того, чтобы вирусный редактор с ним работал. Нас очень легко расшаривать (кнопка Share), у нас есть всякие рейтинги, страницы в социальных сетях с большим количеством подписчиков.

На Facebook около 15 тысяч подписчиков, в Vkontakte число меньше, но если честно, там не совсем наша аудитория. Нас. в основном, читают люди из фейсбука, и этот тренд довольно устойчив. Хотя мы абсолютно открыты: поддерживается интеграция и с ЖЖ, и с Twitter. И наше издание весь свой трафик получает честно и чисто: либо через поиск, либо через социальные сети. Именно поэтому реклама на “Частном корреспонденте” стоит так дорого.

На сайт ко мне трудно попасть, так как нужно платить и за рекламу, и за PR, и за многое другое. А все потому, что мое издание дает вход в инфраструктуру социальных сетей, в результате чего информация попадает именно к тем людям, которым она в принципе нужна. Это абсолютно противоположно тому, что представляет собой массовые медиа. Массовое сейчас не рулит!

Массовое можно продать только на выборах, и то плохо. Потому что нет статистики, не ясно, кто будет читать этот материал, и попадет ли он в руки того, кому он нужен, а ведь рекламодателям важно видеть, попадет ли их реклама к платежеспособном клиенту или лидеру общественного мнения.

Мое отношение к вирусному редактору сводится к тому, что я знаю, что если делать правильную адаптацию, если писать правильные тексты и правильные анонсы, то абсолютно самотёком люди ставят «лайки», и материал распространятся как лесной пожар. Это дает мне аудиторию абсолютно бесплатно. Это дает ядро постоянных читателей, которые с помощью email-рассылок, читая фейсбук-истории, ведя диалоги в Twitter распространяют информацию.

Это и есть инфраструктура нового информационного общества, где информация имеет смысл, если она создает резонанс, попадая в правильный контекст. А это обеспечивают социальные сети.

Источник: Новый репортер