В ближайших планах — дальнейшее расширение линейки юридических изданий для массового читателя. О настоящем и будущем "Народного совета" Media-Day.ru рассказал Антон Клюев, главный редактор газеты.
Справка: Сегодня под брендом газеты "Народный совет" (ИД "Bauer Media Group") выходит еще два издания правовой направленности: журнал "100 ответов юристов" (ежемесячник) и спецвыпуск "Сам себе адвокат" (ежеквартальник). С 2009-го по 2010 годы также выпускался спецвыпуск "Народный адвокат".
- Каков совокупный тираж ваших изданий юридической направленности?
- За какой период считаем? Если за год, то, например, в 2010 году реальные продажи (даже не тиражи) у журнала "100 ответов юристов" (34 страницы А4 формата) составили 2 миллиона с хвостиком. "Сам себе адвокат" (196 страниц А-5 формата) купили 620 тысяч человек. Продажи семи выпусков "Народный адвокат Александр Трещев" перешагнули отметку в миллион человек! Итого, почти 3 миллиона! И это без учета того, что газета "Народный совет", наполовину состоящая из ответов юристов на вопросы читателей, еженедельно расходится средним тиражом в 250 тысяч экземпляров. Миллион — в месяц! 12 миллионов в год! Кто-то еще может похвастаться такими масштабами распространения юридической периодики?
- Делали ли вы аудиторные замеры по этим изданиям?
- Делали и делаем. Регулярно проводим, как независимые, так и собственные исследования, включая постоянные фокус-группы по всей России. По официальным данным TNS один только «Народный совет» читает более полумиллиона человек в неделю. Но самым важным источником получения такой информации для нас остается живой отклик наших читателей. Мы ежедневно получаем от них сотни писем, звонков, электронных сообщений с вопросами к юристам, с просьбами помочь... Люди пишут, что наши издания, в целях экономии, многие выписывают вскладчину: на подъезд, на деревню, на себя и на родственников... Так что, не будет преувеличением, если умножать цифры продаж на 5-10.
- Есть ли специфика в распространении юридической периодики?
- Если и есть какая-то разница с другими, то только в том, пожалуй, что на раскрутку таких изданий никто не тратит деньги. Мы, как и все, продаемся в газетных киосках: человек увидел, к примеру, новое наше издание, купил. Понравилось — рассказал другому, тот — третьему. Сарафанное радио — это наша лучшая реклама.
- "Народный совет" и другие ваши издания действительно помогают людям разрешить юридические вопросы? Что на этот счет вам пишут читатели? Только честно.
- И юридические, и социальные и просто житейские. Поначалу в нашей почте частенько встречались такие письма отчаяния: "Пришла я в пенсионный фонд (ЖЭК, администрацию...), показала вашу газету, где вы пишите что то-то и то-то незаконно... А мне отвечают: засуньте вашу газету куда подальше..." Да, печатное слово потеряло свой вес для власти. Но сила Закона-то осталась... И мы стали методично втолковывать в наших материалах, что не надо ссылаться только на газету — надо ссылаться на законы, которыми мы подкрепляем каждый ответ, каждый шаг действия. Не надо решать проблему на уровне устных перепалок со властьпридержащими — все претензии должны быть только письменными. Один экземпляр чиновнику, скажем, другой, с входящим номером и росписью — себе. Ответили вам отпиской или не ответили — бумага в вышестоящую инстанцию, с прикрепленной первой жалобой и не удовлетворившим вас ответом. Это реально работает.
В итоге, все чаще стали приходить такие вести: "Благодаря вашим советам, выиграла суд по наследству"... "Не хотели менять бракованный диван в магазине. Очень пригодился напечатанный у вас образец претензии. Поменяли!"... "10 лет не могли добиться ремонта крыши. С вашей помощью поставили всех на уши... Тазики теперь не нужны!"... "Заставила пересчитать мне пенсию! Как вы и предполагали, почти 100 рублей мне все эти годы недоплачивали!" Это реальные письма от реальных людей.
· Почему после 9 месяцев перерыва вы решили возобновить выпуск "Народного адвоката"? Вообще, насколько он успешен, этот проект?
- Мне кажется, нет в России, а может и в мире, такого прецедента, чтобы юридическое издание "имени одного адвоката" было продано тиражом более миллиона копий! Если я не прав, то поправьте. У нас в России много юристов, в том числе известных и узнаваемых, издают свои книги, брошюры. Но это больше выглядит как удовлетворение своих амбиций. Не более того. Я не буду называть конкретных фамилий — любой человек может зайти в книжный магазин и найти там книги с лицами заслуженных адвокатов или правозащитников на обложке. 300-500 страниц текста, стилем мало отличающегося от языка законов, кодексов, постановлений. Тисненый золотом переплет. 200-400 рублей за экземпляр. Тираж, в среднем, тысяч пять. Для кого это? По-моему, для себя. Кто это купит, чтобы решить свою проблему?
С "Народным адвокатом" противоположная ситуация. И с ценой, и с контентом. В среднем по России наши брошюры уходили, как горячие пирожки, по 15 рублей. А так называемый, подарочный, глянцевый и толстый (124 стр.) выпуск-дайджест разошелся по цене в 40-50 рублей. Что касается внутреннего наполнения, то наш спецвыпуск успешен и востребован именно потому, что не умничает и не задается. Александр Трещев отвечает на вопросы понятным, доступным языком. Как адвокат и юрист подсказывает лучшие и эффективные пути решения проблемы, дает пошаговые инструкции. Прогнозирует вероятные препятствия и указывает пути их обхода. Плюс к этому, у нас совершенно нестандартный иллюстративный ряд: мы тексты разбавляем забавными рисованными отчасти карикатурными персонажами, сценками.
С 2009 года вышло семь тематических выпусков "Народного адвоката" по самым «горячим» проблемам: жилье, работа, наследство, семья и пр. И в какой-то момент мы подумали, что отстрелялись по темам, которые чаще всего волнуют людей. Прошло немного времени, и у нас образовались горы писем, адресованные Трещеву... Стало ясно, надо продолжать — тем, которые волнуют россиян, еще много. И мы должны им помочь разобраться в них.
- Насколько необходимо узконаправленному СМИ раскрученное "лицо"?
- Я бы не назвал издания, о которых мы говорим, узконаправленными. Скажем так, тема правового просвещения у нас в стране почти не раскручена. И в нашем случае, узнаваемое, благодаря Первому каналу и передаче "Федеральный судья", лицо Александра Трещева помогает донести большему количеству людей важную и полезную информацию. А раз так, то почему бы и нет.
- Как вы оцениваете уровень юридической грамотности россиян?
- Очевидно, что люди в последние годы стали активнее интересоваться и пользоваться своими правами. В судах, например, по сравнению с 90-ми, в разы увеличилось число рассматриваемых гражданских дел. Но все же большинство предпочитает обсудить свои проблемы на лавочке возле дома, в пивной, в курилке... И этим ограничивается. Кто-то не уверен в своей правоте, кто-то не доверяет суду, у кого-то нет денег на юриста... Борьбу с правовым нигилизмом (в 2000-х — ходовой термин) сначала возглавил Владимир Путин, затем Дмитрий Медведев. Много за эти годы от них было инициатив, громких заявлений... Чего только стоил проект по открытию во всех регионах бесплатных юридических консультаций?! На бумаге они может и есть, но люди знающие утверждают, что все это пшик, не работает это. В мае этого года президент страны утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Долгожданный и необходимый документ. В нем, в частности, говорится о необходимой государственной поддержке тех СМИ, которые распространяют информационные материалы — дословно «формирующие правовую грамотность и правосознание населения». Мы со своей стороны послали три официальных письма — приглашения о сотрудничестве президенту, главе его администрации и в Минюст. Смысл наших посланий был в том, что то, о чем вы говорите, мы уже делаем. Давайте делать это вместе! Каким образом, на каких условиях — обсудим. Но наши инициативы остались, видимо, незамеченными. Ответа мы не получили. Увы...
Источник: Media-Day.ru
"Нам говорят: "Миллионные тиражи у юридических изданий? Нереально!"
Газета "Народный совет" по просьбам читателей возобновляет выпуск журнала "Народный адвокат Александр Трещёв".