С докладом «Подписка как одно из основных направлений деятельности Агентства «Роспечать», ведущего оператора рынка подписки в стране», выступила директор департамента дилерской сети ОАО Агентство «Роспечать» Н.М. Полякова. Являясь правопреемником «Союзпечати», сказала Н.М. Полякова, Агентство «Роспечать» сохранило ядро бизнеса – традиционную подписку. Работа на этом участке ведётся в виде сбора заказов, которые затем публикуются в подписных каталогах.
На I полугодие 2012 года около 1 700 издателей разместили свои информационные сообщения о более 4 000 наименований изданий в каталоге «Газеты. Журналы», тираж которого превысил 250 тысяч экземпляров.
По каталогу «Газеты. Журналы. Досрочная подписка» (тираж 105 тысяч) предоставляется возможность оформить подписку по каталожным ценам предыдущего полугодия. Отдельный каталог «Издания органов научно-технической информации» выпущен тиражом более 62 тысяч экземпляров.
В подписной кампании, проводимой Агентством «Роспечать», участвует свыше двухсот предприятий. Для привлечения подписчиков используются различные маркетинговые инструменты - участие в акциях, организуемых «Почтой России» и издателями, в «декадах подписчиков», в мероприятиях «досрочной подписки».
Набирает обороты подписка через сайт presscafe.ru. Пользуется популярностью предоставляемая Агентством услуга - «Подари подписку другу», которая сопровождается подарочным сертификатом.
Одной из форм работы с клиентами является «Прямая подписка», которая от традиционной отличается оперативностью и индивидуальностью.
Вместе с тем Н.М. Полякова отметила, что в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имеются серьёзные недостатки и упущения применительно к институту подписки, которые приводят к негативным последствиям. Руководствуясь этим законом, отдельные операторы рынка стали использовать механизм оплаты по факту поставки, что вызвало обострённую реакцию со стороны ряда издателей и подписных агентств. Появилось также большое количество недобросовестных поставщиков, которые, заявляя низкие цены, выигрывают тендеры, собирают деньги и исчезают с рынка.
Необходимо, подчеркнула Н.М. Полякова, сохранить существующий принцип получения денег на долгосрочный период. Большинство издателей заинтересованы в эффективном долгосрочном механизме, который гарантирует им устойчивость и стабильность.
С докладом «Модернизация технологии подписки» выступила начальник отдела рекламы и продвижения ООО «Межрегиональное агентство подписки» Ю.В. Зайцева. Наше предприятие, сказала Ю.В. Зайцева, постоянно ищет возможности для совершенствования своей деятельности, формирования наиболее благоприятных условий для подписчиков и издателей.
Одной из таких новаций стало создание мини-каталога, который лучше структурирует предлагаемый ассортимент, делает выбор необходимых изданий не только более доступным, но и более удобным. Именно поэтому мини-каталог был разработан с ориентацией на корпоративного подписчика и включает наиболее востребованные корпоративные издания. В результате по предварительным самым скромным маркетинговым оценкам количество пользователей каталога при использовании мини-варианта увеличивается примерно в 3,5 раза.
Нами разработан и уже успешно функционирует специальный сайт vipishi.ru для проведения подписных кампаний в режиме онлайн. Он предоставляет широкие возможности как корпоративным клиентам, так и физическим лицам оформить подписку, не отходя от компьютера.
Ещё одним новшеством в плане предоставления клиентам технологических удобств стали электронные версии изданий. Их доставка осуществляется на e-mail, указанный в адресе доставки (или при регистрации), в зависимости от типа издания.
Применительно к электронным изданиям планируется создать уникальную возможность для издателей с помощью технологии «личный кабинет издателя» динамично менять рекламу, информируя подписчиков в режиме онлайн обо всех новинках и изменениях, завлекать его «вкусными» анонсами, приоткрывая краешек завесы над самыми интересными темами.
Вместе с тем, Ю. Зайцева отметила, что предпринимаемых мер по стимулированию подписки недостаточно, т.к. эта задача требует более эффективного сотрудничества государства, подписных агентств, «Почты России» и издателей. В противном случае подписка на газеты и журналы в стране будет продолжать стагнировать.
А.Ф. Стракшис, руководитель отдела по работе с клиентами ФГУП «Почта России», представила доклад «Корпоративная подписка: муниципальные и государственные заказчики». Она заметила, что Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не позволяет операторам рынка обеспечить эффективную подписку для юридических лиц.
Данный правовой акт регулирует не только отношения, связанные с размещением заказов, но и устанавливает единый порядок размещения заказов для государственных, муниципальных заказчиков.
С 1 января 2011 года размещение извещений о заказах происходит только на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru. Все остальные источники информации теперь лишь дублируют то, что размещено на этом сайте.
Далее А.Ф. Стракшис подробно остановилась на правилах размещения информации о заказах. Для этого на указанном сайте заказчику необходимо указывать, какое наименование и код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции у приобретаемого им товара, работы, услуги.
По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг выделены отдельные виды экономической деятельности: «услуги по подписке на печатные издания» - код 52 00 180, т.е. все действия указанные в Правилах распространения услуг по подписке попадают под этот код.
Поэтому вызывает сожаление, что многие издатели и заинтересованные структуры используют неправильный классификационный код 22 00 000 «Полиграфическая и печатная продукция». Это приводит к серьезным проблемам в организации корпоративной подписки.
С точки зрения «Почты России» несовершенство федерального закона №94-ФЗ в сфере размещения заказов на оказание услуг по подписке и связанные с этим ограничения для почтового ведомства на участие в торгах в качестве заказчика состоят в следующем:
- каталожные цены известны потребителям и конкурентам;
- уклонение победителей от подписания контрактов;
- условие оплаты договора по факту поставки;
- размещение заказов на подписку у субъектов малого предпринимательства.
Л.И. Бортник, директор по распространению ЗАО «Российская газета», подвергла критике практику организации «Декады подписчика», проводимой каждый подписной период «Почтой России». Она заметила, что сроки этой акции являются нелогичными и вредными, т.к. «Декада» проводится в середине каждого подписного периода. Вредность «Декады» заключается в том, что граждане, подписавшиеся на газеты и журналы в начале подписной компании по полной стоимости, с начала акции в середине октября в массовом порядке аннулируют подписку и оформляют ее затем по льготным ценам. Она предложила руководству «Почты России» пересмотреть сроки проведения «декады подписчика» и сдвинуть ее в начало каждой подписной кампании, что позволит провести скоординированные акции всех заинтересованных сторон по пропаганде и рекламе института подписки.
Председатель правления АРПП А.В. Оськин в своем выступлении остановился на необходимости проведения в стране целевой бесплатной подписки для молодежи по опыту зарубежных стран в целях повышения интереса к чтению у подрастающего поколения. В частности он отметил, что можно было бы для лиц, достигших 18 лет, предоставлять бесплатную подписку на федеральные общественно-политические издания по их выбору, при этом издатели могли бы бесплатно предоставлять свои издания для юношей и девушек, а государство оплачивать доставку. В заключение докладчик отметил, что стагнация подписки в стране является угрожающей: падение подписки составляет около 2% в полугодие. Дальнейшее промедление в осуществлении скоординированных мер в данной области со стороны государства и операторов рынка обрекает институт подписки на газеты и журналы на уничтожение.
Оживлённое обсуждение вопросов применения закона №94-ФЗ получило дальнейшее развитие на состоявшемся в этот же день заседании круглого стола «Подписка на газеты и журналы. Что делать?», который вели Н.М. Полякова, директор департамента дилерской сети ОАО Агентство «Роспечать», Ю.В. Зайцева, начальник отдела рекламы и продвижения ООО «Межрегиональное агентство подписки», А.Ф. Стракшис, руководитель отдела по работе с клиентами ФГУП «Почта России».
Завершил пятый день работы конференции круглый стол «Пресса в сетях магазинов самообслуживания, который провели Н.Н. Морозов, генеральный директор ООО «Пресс Логистик», И.Н. Васильева, генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс», член правления АРПП, председатель правления Ассоциации «Балтийская пресса», г.Санкт-Петербург.
Пресс-служба АРПП