Наше предприятие, сказала В.В. Холодняк, специализируется на распространении печатной продукции в 13 регионах, расположенных в 3-х федеральных округах России. При выборе приоритетов в работе с тем или иным регионом приходится принимать во внимание их специфические особенности, которые зачастую сильно отличаются друг от друга. В связи с этим «ЮгМедиаПресс» разработал около 20 ассортиментных листов, в которые включено без учёта местной прессы порядка 270 наименований.
Количество поставляемой продукции и её ассортимент во многом зависят от размеров торговой точки, менталитета жителей данного населённого пункта. К примеру, в Орловской области читательские потребности резко отличаются от запросов покупателей Московской области. В некоторых станицах Краснодарского края, несмотря на наши пессимистические прогнозы, продажи показывали очень хорошие результаты. Наряду с этим даже на двух соседних точках может быть разный ассортимент. Кроме того, большинство дискаунтеров функционируют на арендованных площадях, размеры которых ограничены.
В целом успех продаж определяется качеством обслуживания. Каких- либо особых стимулирующих акций мы не проводим. Сети в большинстве случаев не оказывают нам препятствий в продвижении товара, достаточно открыто идут на переговоры, на заключение взаимовыгодных соглашений.
С.Д. Гаврилов заметил, что негативно влияет на ситуацию с реализацией печатной продукции в регионах то, что у населения становится всё меньше денег, в результате частой смены чиновников к власти приходят новые, менее профессионально подготовленные лица. По словам заместителя генерального директора ЗАО «ПРЕССА» В.В. Иванова (Калининград), проблемы в отношениях с властями практически одни и те же, но решаются они везде по-разному. Власти должны осознать, что мы пытаемся бороться не с ними, а с отдельными чиновниками. В этой неравной борьбе нам надо опираться на нормальный, отвечающий интересам отрасли федеральный закон, на единые для всех требования.
На заседании была затронута проблема доставки продукции. Ежедневно, сказал С.Д. Гаврилов, из столиц в Зауралье направляются значительные объёмы грузов. При этом зачастую транспорт загружен не полностью. С учётом этого, может быть, следует посмотреть на опыт Санкт-Петербурга, где предпринимались попытки совместной логистики.
Генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс», член правления АРПП, председатель правления Ассоциации «Балтийская пресса» И.Н. Васильева (Санкт-Петербург) подтвердила, что такие случаи имели место, но переводить подобную практику на постоянную основу, особенно на ежедневный режим, нет достаточных причин. В.В. Холодняк поддержала И.Н. Васильеву, подчеркнув, что объединение доставки с другими компаниями экономически не даёт выгоды. Помимо этого, происходит неизбежная потеря времени из-за необходимости соблюдать очерёдность разгрузки. Генеральный директор ООО «Паблик Пресс-Волгоград» А.О. Богов предложил брать попутные грузы не печатной продукции, а других категорий.
С.Д. Гаврилов высказал мнение, что стабилизации ситуации на рынке прессы могло бы способствовать установление единого дня продаж по всей стране. С этим согласились В.В. Холодняк, В.В. Иванов, генеральный директор ОАО «Роспечать» М.Л. Верник (г. Саратов) и другие присутствующие на заседании круглого стола. Однако, сказал генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс», вице-президент АРПП И.А. Шадрин, решить данную задачу очень трудно. Издательских домов много, и достичь договоренности невозможно. На что С.Д. Гаврилов заметил, что «вот когда у всех у нас не останется денег, тогда начнём договариваться».
С большим вниманием было встречено выступление генерального директора ОАО «Тюменское агентство «Роспечать» Н.В. Топоркова. В названии нашей конференции, сделал акцент он, содержится вопрос, на какой стадии находится отечественный рынок печатных СМИ – на этапе подъёма или упадка. Подъём, думаю, наблюдался в период 90-х годов, когда создавались предприятия, представители которых находятся в этом зале.
В 2005-2006 годах наступила стагнация. В это время новые организации не появлялись. Власти стали вводить новые правила игры, менять налоговое законодательство, наращивать финансовое давление на операторов рынка. Прежде, чтобы установить киоск требовалось 3 согласования. Сейчас – 14, т.е. на одного киоскёра приходится 14 чиновников.
Таким образом, в настоящее время мы находимся в самой глубокой стагнации. Что затем последует – упадок или подъём, сказать трудно. До декабря никаких изменений в законодательстве не будет. Потом парламентские и президентские выборы отодвинут решение этих вопросов ещё на какой-то период. Так что ответить на поставленный в названии нашей конференции вопрос мы сможем, видимо, только через год, на очередном форуме АРПП.
Н.В. Топорков скептически отнёсся к перспективам нового закона по проблемам СМИ. Ничего новый закон не решит, поскольку наш бизнес не защищён от воров, «воров в законе» и власть предержащих. Что же касается судьбы печатных СМИ – сохранятся или погибнут, то хорошим ответом на это служит небольшая газетка, которую издаёт отель, где мы проводим конференцию.
Прямо противоположную точку зрения относительно закона по проблемам СМИ высказал директор ООО «Информбюро», член правления АРПП С.А. Кондрашев. По его мнению, пора переходить от деклараций, воззваний к властям к конкретной лоббистской работе. Наши обращения к губернаторам результатов не дают. Если и приходят ответы, то не по существу. Надо продумать ряд формулировок с поправками к закону и продвигать их в соответствующие структуры. Без федерального закона нам не на что будет ссылаться в диалоге с региональными властями.
В целях лоббирования интересов издателей и распространителей М.Л. Верник предложил лучше использовать представителей медиасообщества, отраслевых общественных организаций на площадке Торгово-Промышленной Палаты.
Участники заседания круглого стола достигли договорённости по следующим вопросам:
1. Создать координационную группу в составе генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» И.А. Шадрина, директора ООО «Информбюро» С.А. Кондрашова, заместителя генерального директора ЗАО «ПРЕССА» В.В. Иванова и генерального директора ЗАО «АРИА-АиФ» Г.В. Баринова для выработки предложений по внесению поправок в законодательство. Подготовленные группой предложения направить в АРПП до 7 ноября 2011 года.
2. Рекомендовать всем издателям наносить на свои издания штрих-код по системе ЕАН 13+5. Предупредить, что с 1 января 2012 года распространители не будут принимать печатную продукцию без таких кодов.
3. Предложить АРПП открыть на своём сайте специальную страничку, на которой размещать для членов Ассоциации консультации по юридическим вопросам повседневной жизни отрасли.
Пресс-служба АРПП
В последний день работы XXI конференции АРПП в Турции при большой активности участников прошло заседание круглого стола «Распространение прессы в регионах РФ: катастрофа или модернизация?» под председательством генерального директора ООО «АРПИ-Сибирь», члена правления АРПП, первого вице-президента НП «НСРП «Союзпечать» С.Д. Гаврилова (Новосибирск) и генерального директора ООО «ЮгМедиаПресс» В.В. Холодняк (Краснодар).