• Сегмент дистрибуции прессы находится в данный момент в сложном положении. В связи с прямой зависимостью от деятельности сетей и их возрастающих требований к поставщикам возросла необходимость усиления совместных действий дистрибуторов и издателей.
• Основные трудности во взаимодействии розницы и поставщиков связаны с ужесточением требований торговых сетей по предпродажной подготовке товара, условиям доставки и оформлению сопроводительной документации, а также с их активным развитием в удаленных от центра регионах. В итоге основная доля затрат – и маркетинговых, и коммерческих, и логистических – ложится на дистрибутора. В сложившейся на рынке ситуации происходит сокращение маржинального дохода дистрибуторов. Бизнес становится менее прибыльным, а в некоторых случаях и убыточным.
• Cети, стремясь повысить доходность бизнеса, усиливают давление на поставщиков и увеличивают бонусы и другие выплаты. В сложившихся реалиях, наряду с издателями, в особо тяжёлой ситуации оказываются дистрибуторы.
• Вызывает опасение существующая угроза развития рынка по сценарию США (либо отказ сетей от прессы в ассортименте в пользу других товарных групп, либо сокращение площадей под периодику и ассортимента прессы до 60-80 наименований). Порог входа изданий в продажу в супермаркетах по-прежнему очень высок, для многих издателей это нерентабельно.
Участники XXI Международной конференции АРПП предлагают закрепить в форме совместного документа издателей и распространителей новый подход к модели дистрибуции в ритейле, при котором стороны признают, что:
• Распространение прессы - совместный бизнес издателя и дистрибутора.
• Распространение прессы - структурированный бизнес с закрепленным соотношением интересов обеих сторон.
• Необходимо общими усилиями повлиять на сложившееся положение, при котором дальнейшее развитие продаж прессы в супермаркетах связано напрямую с условиями сотрудничества со стороны ритейла.
• Защита интересов распространительского бизнеса в ритейле - консолидированная задача издателя и дистрибутора.
• Считать важной и перспективной задачей проведение совместных промоакций издателей, дистрибуторов и ритейла в сетях магазинов самообслуживания с широким использованием зарубежного опыта.
Для достижения цели по созданию универсальной прогрессивной формы сотрудничества издателей и распространителей по дистрибуции изданий в супермаркетах выработать:
• Единую позицию распространителей по работе в сегменте супермаркетов.
• Довести разработанную модель до сведения руководителей торговых сетей супермаркетов.
• Уведомить органы власти и контролирующие торговлю организации о состоянии договорных условий поставщиков прессы с ритейлом.
• Считать целесообразным подготовить консолидированное предложение отрасли по внесению поправок в федеральный закон «О торговле» в целях защиты и поддержки печатной продукции в сетях магазинов самообслуживания и придания ей статуса социально значимого товара.
• Программу действий опубликовать, используя информационные ресурсы СМИ, на сайтах общественных организаций издателей и распространителей.
Участники XXI Международной конференции АРПП
Октябрь 2011 года
XXI Международная конференция АРПП, рассмотрев проблемы распространения периодической печатной продукции в магазинах самообслуживания, отметила следующие тенденции рынка дистрибуции в данном сегменте продаж: