— Марина, расскажите, как начиналась ваша трудовая деятельность на издательском рынке?
— В издательство еще в 1991 году я попала совершенно случайно. Тогда на российский медиарынок вышел первый лицензионный журнал — «Мир ПК», именно в отдел распространения этого издания я устроилась на работу. Честно говоря, на тот момент я вообще мало себе представляла специфику работы печатного рынка и не связывала с этой отраслью грандиозных планов. Тем не менее, обучаться приходилось прямо в процессе, и это, пожалуй, сыграло в моей карьере положительную роль.
— Какие особенно заметные перемены произошли, на ваш взгляд, на медиарынке с развалом СССР?
— Рынок стремительно менялся. Так, уже в начале 1992 года начали “акционироваться” районные отделения «Союзпечати». Из этой структуры, благодаря процессу акционирования, вышли такие агентства, как «Краснопресненское АП», «АП Московский Запад», «Северное АП» и ряд других. Стоит отметить, что если раньше издатели работали только с одним партнером — «Союзпечатью», — то теперь им, чтобы присутствовать на рынке в полном объеме, приходилось заключать самостоятельные договора отдельно с каждым агентством.
Я думаю, что именно в тот момент и начал зарождаться «новый» рынок, 20-летие которого мы сейчас отмечаем. Конечно, тогда он был далек от понятия цивилизованности, однако рыночные отношения постепенно формировались, определяя свое стремление к такой характеристике. Кстати, именно тогда курс на активное развитее взяла и мелкая розница — появились частные операторы, продающие прессу со столиков в переходах метро и около выходов с территории метрополитена.
— Перемены происходили повсеместно. Что же творилось, в частности, на региональных рынках?
— В регионах, равно как и в столицах, шло бурное развитие. Одна за другой возникали фирмы, которые занимались поставками прессы непосредственно на территорию своего региона. Мне, как представителю издательства, в те годы пришлось много путешествовать по стране. Главной целью поездок были знакомство с представителями различных регионов, налаживание делового контакта и организация сотрудничества.
Со временем на оптовом рынке выделились две крупные компании — агентство печати «Ода» и торговый дом «Паблик-Пресс», которые занимались централизованными поставками газетно-журнальной продукции в регионы. Рынок начал постепенно приобретать цивилизованный вид.
— Что для вас значит понятие «цивилизованности» в отношении рынка?
— Рыночные отношения между издателями и распространителями, а также применяемые ими технологии, совершенствовались, становились взаимовыгодными и честными. Этот процесс можно проследить на таком простом примере, как оформление заказа — если в начале формирования рынка заказ на поставку делался «на коленке» и включал в себя записи буквально от руки, то со временем, по мере внедрения в рабочий процесс электроники, процесс этот упорядочился, приобрел систематизированную точность. И так во всех аспектах деятельности нашего рынка.
— Какая печатная продукция в те годы пользовалась наибольшим спросом?
— Продавалось практически все, а распространители стояли в огромных очередях, чтобы первым взять издание на реализацию. Можно с уверенностью сказать, что в те времена издания спокойно жили только за счет подписки и розничных продаж тиража.
— Почему же сейчас на рынке сложилась обратная ситуация? Ведь не секрет, что сегодня основным источником дохода печатных СМИ является реклама…
— Все просто, это закон рынка — спрос рождает предложение. В какой-то момент наступил период, при котором количество выходящих изданий превысило реализационные возможности распространителей. На рынке случился перелом, причем для каждой издательской ниши в свое время. Именно поэтому определенную дату переломного момента назвать крайне сложно.
Кроме того, существенную роль в процессе перехода к нынешним реалиям рынка сыграли сами распространители. Если быть откровенной, то распространители в массе своей так и не научились эффективно работать с прессой. Мало кто из них ставит перед собой задачу жить только с продаж газет и журналов, ведь это очевидно низкая рентабельность при больших объемах. Гораздо проще жить за счет маркетинга. И если в момент зарождения рынка издания хорошо продавались сами по себе, то при нынешнем его перенасыщении для удержания прежних объемов просто необходимо прилагать определенные усилия, которые распространители и пытаются переложить на плечи издателей.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка распространения прессы в России?
— Сегодня на рынке успешно развиваются новые форматы — минимаркеты, магазины прессы, стойки в крупных торговых центрах и т.д. И это, я считаю, очень хорошо. Но и здесь не избежать проблем, например, продажи прессы в супермаркетах интересны и издателям, и дистрибьюторам, и читателям, однако, на общем фоне доходов от других групп товаров печатная продукция в глазах ритейла не представляет большего интереса. Именно поэтому полемика о том, «нужна или нет пресса в супермаркетах?» по сей день стоит крайне остро и мешает дальнейшему развитию распространения прессы.
Как мне кажется, в этой ситуации есть только один выход — признать прессу социально-значимым товаром. Если же этого не случится, сегмент продаж прессы в супермаркетах может потерпеть крах.
Денис Соколов, Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Марина Желаннова, «Столетник»: В 90-е годы издания спокойно жили только за счет тиража
Марина Желаннова, ныне — директор по развитию ИД «Столетник», начала свою карьеру на российском издательском рынке еще в начале 90-х. Продолжая тему отмечаемого в этом году 20-летия рынка печатных СМИ, портал PlanetaSMI.RU обратился к Марине Евгеньевне с просьбой поделиться воспоминаниями…