Медиаотрасль России нуждается в модернизации и господдержке

XXI Международная конференция АРПП рассмотрела экономические проблемы отечественной медиаотрасли.

Кризис 2008-09 гг. весьма существенно ударил по данному сектору российской экономики, что выразилось в снижении тиражей газет и журналов, закрытии многих печатных СМИ. Вследствие этого снизился доступ населения к информации, началось разрушение действующей в стране системы распространения прессы, играющей  важную социальную роль в жизни государства и общества.

Особое беспокойство в медиасреде вызывает неуклонное падение рентабельности продаж прессы в розничных сетях, в результате чего этот вид бизнеса становится убыточным. Сужение рекламного рынка, сохранение высоких таможенных пошлин на большинство видов мелованной бумаги и картона, не производимых в России, осложняют экономику отрасли.
На ситуацию в медиаотрасли оказывают негативное влияние постоянно растущие тарифы на энергоносители,  железнодорожные перевозки, высокие налоги и арендные платежи. Препятствует динамичному развитию медиабизнеса также и несовершенство действующего законодательства в области СМИ и книгоиздания.

Прилагаемые издателями, дистрибуторами прессы и книг и  полиграфистами самостоятельные усилия по выправлению ситуации не дают желаемого эффекта. В результате этого весь комплекс производств, связанных с созданием, изготовлением и распространением печатной продукции, переживает значительные трудности, решение которых требует государственного вмешательства.

Для преодоления негативных для отрасли тенденций необходима поддержка со стороны государства. В первую очередь, это касается корректировки налогового законодательства, ликвидации таможенных пошлин, придания печатной продукции статуса социально значимого товара и др.

В частности, считаем целесообразным осуществить следующие меры:

1. Принять комплекс поправок к действующим законодательным актам Российской Федерации, предусматривающих:
- придание печатной продукции, за исключением изданий рекламного и эротического характера, статуса социально значимого товара, а распространению прессы – статуса социально значимой услуги;
- отмену пошлины на не производимые в России сорта мелованной бумаги и картона;
- снижение ставок налога на добавленную стоимость и установление для всех предприятий отрасли печатных СМИ единой сквозной ставки в размере 10%, а в перспективе – 5-7%;
- установление на период 2012–2014 годов пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по распространению СМИ.

2. Внести изменения в ст. 264 Налогового Кодекса РФ, позволяющие признавать для целей налогообложения:
а) налогоплательщикам-распространителям печатной продукции –  расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках до 30% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;
б) налогоплательщикам, осуществляющим производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции – потери в виде стоимости не реализованной в пределах сроков, установленных НК РФ, продукции средств массовой информации и книжной продукции до 30% стоимости  тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции.

3. Принять решение о разработке и реализации Государственной программы поддержки и развития чтения.

4. В целях укрепления системы розничного распространения прессы через киосковые сети:
- установить норматив наличия киосков по продаже прессы на душу населения: один киоск на 1000  жителей;
- упростить процедуру регистрации и установки новых торговых объектов розничного распространения прессы;
- предусмотреть возможность государственного льготного кредитования, льготных условий аренды и пр. для объектов розничного распространения прессы и книг;
- снять все ограничения по ассортименту в киосках прессы для повышения рентабельности распространительского бизнеса, при условии присутствия в них прессы более 50 процентов;
- установить предельные сроки оплаты за печатную продукцию для торговых сетей, осуществляющих их реализацию.

Участники XXI конференции АРПП

Октябрь 2011 года