Факты свидетельствуют, что уровень подписки в России год от года падает. Причём на некоторые группы изданий, например на ежедневные газеты, падает радикально. Поводом для беспокойства служит то, что подобного рода процессы ведут к разрушению единого информационного пространства, существенно ограничивают доступ населения к информации. Это объясняется тем, что для жителей малых городов, сельской местности и отдаленных регионов РФ подписка остаётся фактически единственным способом приобретения печатной прессы, тем более что, по оценкам социологов, свыше 60 процентов населения страны не имеют регулярного доступа к Интернету.
Вместе с тем, состояние института подписки в его нынешнем виде не создает условий для развития и совершенствования данного сектора дистрибуции рынка периодики, которая продолжает оставаться инструментом духовного и нравственного воспитания общества, необходимым элементом повышения грамотности населения.
Происходящее в последний период бурное проникновение в повседневную жизнь современных технологий в области СМИ, создание новых медиа-платформ и устройств по продвижению контента не противоречат, по нашему мнению, решению задач по эффективному функционированию института классической подписки на периодические печатные издания.
Для сохранения и развития института подписки необходимы существенная трансформация сложившейся практики деятельности участников рынка и ФГУП «Почта России», модернизация системы взаимодействия операторов подписного рынка и властных структур, финансовая поддержка со стороны государства, совершенствование законодательства в области СМИ.
Участники медиарынка РФ полагают целесообразным рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти РФ всех уровней в рамках их полномочий и компетенции, операторам рынка подписки, всем юридическим и физическим лицам, имеющим отношение к организации и проведению подписки, осуществить следующие меры:
1. Внести в статью 25 Федерального закона «О средствах массовой информации» дополнение, законодательно закрепляющее статус института подписки как социально значимой формы распространения СМИ.
2. Внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части снижения до 10% ставки НДС на услуги по экспедированию и доставке подписных тиражей газет и журналов, за исключением изданий рекламного и эротического содержания.
3. Внести изменения в Закон «О рекламе», приравнивающие рекламу печатных изданий и подписных каталогов на прессу к социальной рекламе.
4. Утвердить единые отраслевые стандарты для подписных агентств и издателей, исключающих возможность невыполнения обязательств перед подписчиками, а также недобросовестную конкуренцию, ставящую в заведомо невыгодные условия агентства, предоставляющие услуги во всех регионах и населенных пунктах Российской Федерации.
5. Сформировать принципы ценовой политики в интересах потребителя.
6. Подготовить предложения по расширению доступа потребителя к электронной форме подписных каталогов через максимально широкую сеть терминалов и мобильных устройств (аналог платежей ЖКХ, мобильных услуг) с дифференцированными вариантами оплаты (карта, наличные, списание денег со счёта через мобильного оператора).
7. Проводить каждый подписной период рекламно-информационную кампанию в поддержку подписки. В ее рамках издатели безвозмездно размещают информационно-рекламные материалы о подписной кампании на страницах своих изданий в течение всей подписной кампании и периода подготовки к ней.
8. Разработать предложения в адрес Правительства РФ по организации бесплатной подписки на одно общественно-политическое федеральное издание для молодых людей, достигающих 18-ти летнего возраста.
9. Расширить существующую систему скидок на подписку для ветеранов, инвалидов и пенсионеров.
10. Разработать единую стратегию информационно-рекламного продвижения услуги «Подписка» совместно ФГУП «Почта России» и заинтересованными издателями.
11. Осуществить комплекс мер по совершенствованию корпоративной подписки для юридических лиц в целях устранения в этом сегменте криминальной и коррупционной составляющей, деформации условий платежей в сторону розничных механизмов.
12. Подготовить предложения в Государственную Думу Российской Федерации по совершенствованию ФЗ №94 от 21.07.2005 г.
13. Продолжить дальнейшее развитие альтернативных форм подписки в целях развития здоровой конкуренции в этом сегменте на принципах прозрачности и ответственности всех операторов рынка.
Результаты реализации всех вышеперечисленных мер могли бы стать важным фактором сохранения института подписки в стране.
Участники XXI конференции АРПП
Октябрь 2011 года
XXI международная конференция АРПП выражает озабоченность в связи с опасностью полного разрушения института подписки на газеты и журналы в нашей стране.