11 октября Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) обратилась к Дмитрию Медведеву с официальным письмом (копия есть у "Ъ") о необходимости создания в России Минпечати, сообщил председатель правления ассоциации Александр Оськин. "Эта идея обсуждалась участниками рынка уже около года. У нас были сомнения в необходимости такого письма, но на прошедшей в начале октября конференции все окончательно пришли к выводу, что защита и поддержка, необходимые отрасли, не осуществляются в полной мере в отсутствие единого центра принятия решений",— рассказал он. В пресс-службе президента вчера ответили, что еще не ознакомились с письмом. Заместитель главы Министерства связи и массовых коммуникаций Александр Жаров (курирует в министерстве медийное направление) заявил, что не знает об идее возрождения Минпечати.
АРПП — одна из старейших общественных организаций СМИ в России, создана 16 июля 1995 года. Включает, в частности, дистрибуторов "АРИА-АиФ" и "Коммерсантъ-Пресс", издательские дома "Комсомольская правда" и "Ньюс Медиа-Рус", книгоиздателя "Эксмо", сеть "Топ-книга", ФГУП "Почта России", агентство "Роспечать".
Минпечати могло бы объединить функции регулирования СМИ, которые сейчас распределены между несколькими ведомствами, считают в АРПП, называя существующую систему "громоздкой, порождающей дублирование и поэтому во многом неэффективной". Основным преемником упраздненного в марте 2004 года Минпечати стало именно Минкомсвязи, которому подчиняются Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать; специализируется на господдержке и субсидировании СМИ), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор; регистрация, лицензирование и надзорная деятельность в СМИ) и Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК; проводит конкурсы по выдаче лицензий на вещание). Финансовые вопросы отрасли (например, предоставление налоговых льгот), по сути, решаются в Минфине, подготовка кадров находится в ведении Минобразования, реализация продукции регулируется Минпромторгом, книжная отрасль — Минкультуры, добавляет Александр Оськин.
Поэтому, считает он, до сих пор не решены такие проблемы отрасли, как, например, отмена пошлины на не производимые в России сорта мелованной бумаги и картона, снижение ставок НДС и установление для всех предприятий единой сквозной ставки в размере 10% (в перспективе — 5-7%), установление пониженных тарифов страховых взносов для российских распространителей СМИ. Проблема в том, что при действующей структуре главный лоббист интересов СМИ — Роспечать — не может самостоятельно вносить законопроекты, а Минкомсвязи фокусируется на вопросах связи, говорят в АРПП. Например, новую редакцию ключевого для отрасли закона "О СМИ" Госдума не может принять с 2008 года, добавляет секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, занимавший должность министра печати в 1992-1993 годах. Он напоминает, что еще с 1 января 2005 года был отменен закон "О господдержке СМИ", определявший, в частности, вопросы таможенных льгот, льгот по НДС и особый порядок приватизации СМИ. "Это было сделано под лозунгом монетизации льгот, но фактически те льготы, которые предоставлялись СМИ, были просто уничтожены",— сетует он. Сейчас, по его словам, субсидирование СМИ осуществляется без четкой системы, "в ручном режиме".
Надзорная деятельность после ликвидации Минпечати тоже вызывала критику на рынке. Наиболее громким стал скандал в марте 2008 года, когда Россвязьохранкультура (позже ее функции передали Роскомнадзору) поставила под угрозу закрытия телеканал "2х2", предъявив ему предупреждение в связи с "пропагандой культа насилия и жестокости". Продюсер Александр Роднянский, до 2008 года возглавлявший телевизионный холдинг "СТС Медиа", подтверждает, что существование Минпечати, выражавшего консолидированные интересы отрасли, в свое время действительно было полезным.
Источник в одном из радиохолдингов добавляет, что реформирование было бы полезно и при распределении радиочастот. "Формально ФКК — это комиссия при Минкомсвязи, но на практике полностью автономный орган, члены которого не меняются годами, что не всегда хорошо для рынка",— говорит он.
Господин Федотов считает, что правительству имеет смысл вернуться к проблеме регулирования отрасли после президентских выборов. Главред "Аргументов и фактов" Николай Зятьков добавляет, что Минпечати могло бы стать сильным лоббистом интересов СМИ в правительстве, но редакторское сообщество вряд ли поддержит его возвращение. "В конечном итоге игры с лоббизмом могут закончиться вмешательством в контентную часть, что было бы невыгодно для всех",— опасается он.
Павел Белавин
Источник: КоммерсантЪ
Минкомсвязи плохо читает. Поэтому предложено возродить Минпечати
Ассоциация распространителей печатной продукции предлагает президенту Дмитрию Медведеву вернуть упраздненное в 2004 году Министерство печати и массовых коммуникаций. Сейчас функции регулирования отрасли неэффективно распределены между несколькими министерствами и ведомствами, считают участники рынка.