Закрытие бумажных газет – глупость или необходимость?

Теоретические дискуссии учёных мужей о смерти или долголетии печатных СМИ стали переходить в плоскость реальной жизни. А здесь теория сталкивается с судьбами людей, с банкротствами и неизбежными конфликтами.

Французский рынок печатных СМИ, как известно, опережает  российский в своём развитии, опережает он и в конфликтах. Поэтому события в Париже на этой неделе вокруг вечерней газеты France Soir  привлекли к себе всеобщее внимание, тем более что этот информационный ресурс является собственностью российского предпринимателя Александра Пугачёва, купившего газету в 2009 году. Сотрудники издания выступили категорически против закрытия бумажной версии  France Soir  и перехода её в Интернет. Забастовал весь коллектив, журналисты отказались писать заметки в интернет-версию, многотысячный тираж издания не достиг ни киосков, ни подписчиков.

Французские пролетарии всегда были сильны своими профсоюзами и своим единством. Может быть поэтому в этой стране так много социализма, при этом на просторах бывшего Советского Союза его так мало. А газета  France Soir  имеет глубокие традиции сопротивления, т.к. её первый номер вышел в годы Второй мировой войны в подпольной версии. И вот это замечательное издание в силу чисто экономических проблем собственник по фамилии Пугачёв решил ликвидировать. Чем не повод для протеста, для забастовки?!

Надо отдать должное российскому предпринимателю, он вложил порядка 50 млн. евро в спасение издания в надежде, что этот французский продукт принесёт ему хорошие доходы. При новом собственнике продажи газеты выросли в 3,5 раза, а аудитория интернет-версии -  в 4,4 раза. При этом France Soir  осталась нерентабельной.

Конечно, в лучшие годы ежедневный тираж этой газеты достигал 1,5 миллиона экземпляров, но к началу 2000-х резко упал. При Пугачёве тираж вырос до 70 тысяч экземпляров, а потом опять пополз вниз. Поэтому решение собственника с точки зрения бизнеса надо признать оправданным и логичным. Но коллектив газеты, желая сохранить свои рабочие места и традиции своего славного издания, – забастовал.

Кстати, такие формы протеста ранее использовали и другие европейские СМИ. Журналисты телекомпании ВВС дважды проводили акции протеста против массовых увольнений (там планируют сократить около двух тысяч человек). 9 октября не вышел номер французской газеты Le Monde из-за забастовки работников типографии. Действия творческих трудовых коллективов также можно понять, они по-своему оправданны и логичны. У нас при переходе газеты «Известия» в руки нового пользователя  Арама Габрелянова тоже были протесты в журналистской среде, они тоже с трудом расставались со своим «вишнёвым садом», но до забастовки дело, правда, не дошло, и «Известия» выходили без перерыва.

Во всём этом французском конфликте у меня лично есть главное сомнение, что у Александра Пугачёва что-то получится с электронной версией France Soir. Вспомним баснописца Крылова, его знаменитое: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

У нас в России газета «Газета», точно так  же падающая на рынке, закрыла свою бумажную версию и перешла в Интернет. Где скоро погибла окончательно, т.к. газеты в Интернете обречены, и это медицинский факт.

Спасение только в мультимедийности и продаже контента по всем возможным каналам, и именно поэтому некоторые интернет-издания сейчас начинают выпускать свои бумажные версии. В России в сентябре это сделало интернет-издание «Маркер». Поэтому всю ситуацию во Франции можно оценить как коллективную неспособность решить экономические проблемы ветерана газетного рынка путём инноваций и мультимедийности. Конкретным людям в этой ситуации можно только посочувствовать, а с позиций медиабизнеса - извлечь для себя уроки для собственного развития.

Что касается бизнеса г-на Пугачёва, хотелось бы заметить, что сегодня грамотные люди берут не то, что плохо лежит, а берут то, что лежит очень хорошо.  

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/43287.html)