Отмечалось, что практически во всех странах наблюдается падение тиражей печатных СМИ, которые еще в начале нулевых годов имели рекордные тиражи и продажи. Однако в этом негативном тренде выступающие на конгрессе Distripress указывали на положительные моменты, связанные с конвергенцией СМИ и грамотным применением цифровых технологий для печатной продукции, а также современными методами дистрибуции с активным использованием промо-акций и маркетинговых инструментов.
На Конгрессе говорилось, что из 6,7 млрд. человек, населяющих планету в настоящее время, аудитория интернет-пользователей насчитывает 1,8 млрд., читающих газеты - 2,3 млрд., телевизионная аудитория - 4.8 млрд.
С докладом выступил президент UDNE Педро Кастаньос (Pedro Casta?os). Он отметил, что в настоящее время печатные СМИ дают устойчивые и хорошие доходы, в то время как интернет-СМИ имеют ничтожную доходность. Для продвижения печатных СМИ в Испании активно используются промо-акции, число которых в течение года составляет более 20 тысяч. При этом стали шире применяться подарки к изданиям, в числе которых кроме традиционных малогабаритных форматов используются вино, велосипеды и др. В прошедшем году 33% всех испанских журналов использовали подарки как способ продвижения своих изданий.
«Серьезное влияние на рынок печатных СМИ Испании оказывает экономический кризис. В этой стране в настоящее время закрывается в среднем 430 предприятий в день. Уровень безработицы превысил 20%. На этом фоне отрасль понесла наименьшие потери, хотя число торговых точек в стране сократилось из-за падения рентабельности продаж. Торговые точки прессы поэтому вынуждены расширять свой ассортимент за счет высокомаржинальных товаров, ввиду чего некоторые павильоны прессы выглядят как розничный «базар», - отметил Хуан Мануэль Радриго (Juan Manuel Rodrigo), президент ARI – Ассоциации издателей журналов Испании.
Продажи журналов в Испании за три года сократилась на 27%, объем рекламного рынка на 50%, жёлтая пресса упала всего лишь на 7%. Здесь выявлена важная закономерность: падение продаж многих журналов связанно с падением продаж соответствующего сегмента рынка. Например, если продажи автомобилей упали на 45%, то и тиражи авто-журналов также сокращаются на 45%.
Одновременно на испанском рынке отмечается мизерная динамика продаж цифровых журналов. Лучшие из них продаются в объемах несколько сот экземпляров. Перспектив роста доходности в этом сегменте рынка пока не просматривается. Как заявил Родриго, по международным оценкам продажи цифровых журналов составляют 1-2% от общих тиражей.
В прениях по докладам выступил председатель Правления АРПП А.В. Оськин, который затронул проблему распространения партворков в торговых сетях прессы как одного из якорных видов печатной продукции и перспектив их развития в Европе и мире. Он отметил больше значение этого товара на российском рынке печатных СМИ.
Многие выступающие в ходе дискуссии заявляли о необходимости модернизации рынка печатных СМИ, более тесного сотрудничества в этом направлении издателей и дистрибуторов, необходимости применения новых маркетинговых инструментов и разнообразных промо-акций для увеличения продаж печатной продукции.
Члены делегации АРПП провели ряд встреч и переговоров с делегатами Конгресса Distripress. Президент АРПП Д.В. Мартынов и А.В. Оськин встретились с исполнительным директором Distripress Дэвидом Оуэном (David Owen) и с членом исполкома Distripress Альфредом Хайнце (Alfred Heintze). Они обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества АРПП и Distripress, в т.ч. при проведении совместных мероприятий в России и Европе.
Состоялись переговоры с Хосе Мануэлем Антэ (управляющий директор FANDE) и Дэвидом Оуэном (управляющий директор Distripress) по вопросу подготовки международной конференции "Издательский контент в цифровую эпоху: создание, распространение, монетизация", которая состоится 17 ноября с.г. в Москве. Переговоры провели председатель Правления АРПП А.В.Оськин и начальник отдела департамента СМИ и рекламы г.Москвы С.В. Лобанов. Достигнута договоренность об участии в мероприятии экспертов Distripress. В Москве будут освещены основные концепции, представленные на 56-м Конгрессе Distripress в Барселоне.
Конгресс Distripress продолжает свою работу.
Пресс служба АРПП